02 февраля 2017

BetaFlight 3.1.3

Да что же такое-то, можно каждый день писать только про обновление прошивки BetaFlight:) Только вчера появилась версия 3.1.1, а сегодня уже вышла 3.1.2 и следом релиз BetaFlight 3.1.3!


Список изменений:
  • Исправлена ошибка в расчете, когда min_throttle может влиять на команду газа с пульта
  • Заменена старая, еще со времен multiwii, экспонента газа на новую версию с выполнением операций с плавающей точкой
  • Немного упрощены команды в командной строке
  • Уменьшены некоторые значения по умолчанию, такие как новый параметр anti_gravity_gain
  • Небольшие оптимизации в работе PID-контроллера
  • Исправления для Iterm новой опции anti_windup_gain axis
Что-то мне подсказывает, что скоро снова будет еще немного изменений...

01 февраля 2017

Гонки по FPV - близнецы встретились

Сегодня забрал у друга квадрик для обновления прошивки. Наконец-то близнецы из одинакового комплекта встретились!


Про их сборку рассказывал здесь, здесь, здесь и здесь. На обоих квадриках поднимал напряжение, чтобы на HUBOSD не пропадало видео, сделал возможность прошивать HUBOSD без программатора, обновил прошивку в регуляторах до BLHeli_S-16.65, обновил прошивку BetaFlight до версии 3.1.1 и синхронизировал настройки.


На днях обещали потепление до +8 градусов на несколько дней. Так что наконец-то выберемся полетать!

Кстати, у первого квадрика  до сих пор не заменен корпус у камеры. Камера была закреплена слабо и чуть ли не болталась. Я придумал, как ее зафиксировать. По два слоя толстого автомобильного скотча с каждой стороны в районе крепежных отверстий, затянул и все. Получилась очень надежная фиксация, сдвинуть можно с трудом!

В настройках BetaFlight решил попробовать поднять частоту работы до 4/4. До этого было 4/2. Попробую так полетать, посмотрю на стабильность. В общем, жду погоды...

BetaFlight 3.1.1

Сегодня появился корректирующий релиз прошивки BetaFlight 3.1.1 для полетных контроллеров гоночных квадриков.


Новые функции:
  • Для команды переназначения ресурсов больше не требуется сначала освобождать ресурс установкой опции NONE (теперь можно вставлять ваши настройки в командную строку)
  • Добавлена поддержка нового полетного контроллера KISS все-в-одном - KISSCC
  • Добавлено больше опций настройки и предупреждений в OSD
  • Добавлена IBUS-телеметрия
  • Добавлен вывод данных BlackBox через OSD (CMS)
  • Добавлено управление видео-передатчиком через MSP
Исправления:
  • Улучшена обработка Iterm при порывах ветра
  • Исправлен вывод команды diff с новыми параметрами OSD
  • Упрощение командной строки у полетных контроллеров на F1- и F3-процессорах для увеличения объема доступной памяти
  • Исправления для полетного контроллера REVONANO
  • Небольшие оптимизации кода прошивки
  • Улучшена конфигурация по умолчанию (увеличено значение по умолчанию для Idle Offset и нового параметра для борьбы с порывами ветра)
  • Исправлено переключение режимов OSD
  • Исправлено переопределение моторов для RCExplorer
  • Исправлена ошибка при загрузке с неправильным переопределением ресурсов
А проблему с пробросом канала с приемника на выход полетного контроллера так и не исправили...

OrangeRX USB Wireless Dongle - беспроводной USB-свисток для симулятора

Давно интересуюсь темой беспроводного подключения передатчика к симулятору. Сегодня расскажу об еще одной попытке приспособить для этого промышленный продукт. Речь пойдет о беспроводном USD-свистке от OrangeRX.


USB-свисток выпускается в двух вариантах: с протоколом DSM2/DSMX и с протоколом FrSky. У меня первый вариант. Для него есть небольшое руководство на английском.

С привязкой USB-свистка к передатчику никаких проблем не возникло. В пульте DEVO-10 с прошивкой Deviation выставил протокол DSMX, 10 каналов. Если выставить меньшее количество каналов, то не все оси будут работать! На USB-свистке зажал кнопку сбоку и вставил его в USB-разъем. В пульте нажал Bind и все. USB-свисток завелся сразу и без проблем. Даже если его выдернуть из USB-разъема, то привязка к передатчику сохранится.


В компьютере USB-свисток определяется как восьми-осевой джойстик без кнопок с названием "Cypress USB dsmx HID". При первом подключении насторожило полное отсутствие дребезга в около-нулевой зоне. Провел калибровку и оказался в полном недоумении. Мертвая зона была порядка 8% хода стика в каждую сторону! Целый вечер сидел и в настройках пульта вырезал эту огромную мертвую зону. А проблема-то была совсем в другом. Мертвая зона образовалась в процессе калибровки. Когда в настройках джойстика руками выставил нормальные значения, то мертвая зона исчезла, но и дребезг не появился! Когда стики находятся по центру и откалиброваны в пульте, то джойстик показывает нулевые значения по осям.


Экспериментальным путем выяснил, что джойстик имеет 168 шагов на каждую ось. Вроде бы маловато, но в симуляторе это не ощущается. Модель управляется гладко и точно, без ступенек.

Для настройки джойстика в Ubuntu потребуются две программы: joystick и jstest-gtk. Обе устанавливаются одной командой:

# sudo apt-get install joystick jstest-gtk

Затем в jstest-gtk делаются настройки, как на скриншоте выше, и результат сохраняется командой:

# sudo jscal-store /dev/input/js0

При следующем подключении USB-свистка данные калибровки автоматически подтянутся.

В Windows получилась примерно такая же картина. USB-свисток откалибровался без мертвой зоны. Все каналы работали. Никакие драйвера не потребовались.


USB-свисток проверил в симуляторах Heli-X, FPVFreeRider и LiftOff на системе Ubuntu. В Heli-X заработало все сразу и без проблем. С FPVFreeRider и LiftOff USB-свисток не заработал. Стал искать причину. Как оказалось, на симуляторах, созданных с помощью платформы Unity3D, кривовато определяется наличие джойстика в системе, по крайней мере в Ubuntu. На Windows не удалось проверить, но в руководстве написано, что там все должно работать без проблем.

Решение проблемы в Ubuntu придумал практически сразу, благо в наличии был старый USD-свисток, с которым работали все симуляторы. Вот как старый USB-свисток видится в системе:

# udevadm info /dev/input/js0
P: /devices/pci0000:00/0000:00:14.0/usb3/3-13/3-13.4/3-13.4:1.0/0003:06F7:0003.0024/input/input53/js0
N: input/js0
S: input/by-id/usb-WAILLY_PPM-joystick
S: input/by-path/pci-0000:00:14.0-usb-0:13.4:1.0-joystick
E: DEVLINKS=/dev/input/by-id/usb-WAILLY_PPM-joystick /dev/input/by-path/pci-0000:00:14.0-usb-0:13.4:1.0-joystick
E: DEVNAME=/dev/input/js0
E: DEVPATH=/devices/pci0000:00/0000:00:14.0/usb3/3-13/3-13.4/3-13.4:1.0/0003:06F7:0003.0024/input/input53/js0
E: ID_BUS=usb
E: ID_FOR_SEAT=input-pci-0000_00_14_0-usb-0_13_4_1_0
E: ID_INPUT=1
E: ID_INPUT_JOYSTICK=1
E: ID_MODEL=PPM
E: ID_MODEL_ENC=PPM
E: ID_MODEL_ID=0003
E: ID_PATH=pci-0000:00:14.0-usb-0:13.4:1.0
E: ID_PATH_TAG=pci-0000_00_14_0-usb-0_13_4_1_0
E: ID_REVISION=0107
E: ID_SERIAL=WAILLY_PPM
E: ID_TYPE=hid
E: ID_USB_DRIVER=usbhid
E: ID_USB_INTERFACES=:030000:
E: ID_USB_INTERFACE_NUM=00
E: ID_VENDOR=WAILLY
E: ID_VENDOR_ENC=WAILLY
E: ID_VENDOR_ID=06f7
E: MAJOR=13
E: MINOR=0
E: SUBSYSTEM=input
E: TAGS=:seat:uaccess:
E: USEC_INITIALIZED=945499616162

Старый USB-свисток явно определяется как джойстик и симуляторы его подхватывают. А вот как выглядит в системе USD-свисток от OrangeRX:

# udevadm info /dev/input/js0
P: /devices/pci0000:00/0000:00:14.0/usb3/3-13/3-13.4/3-13.4:1.0/0003:0451:16A5.0025/input/input54/js0
N: input/js0
E: DEVNAME=/dev/input/js0
E: DEVPATH=/devices/pci0000:00/0000:00:14.0/usb3/3-13/3-13.4/3-13.4:1.0/0003:0451:16A5.0025/input/input54/js0
E: ID_BUS=usb
E: ID_INPUT=1
E: ID_INPUT_ACCELEROMETER=1
E: ID_MODEL=USB_dsmX_HID
E: ID_MODEL_ENC=USB\x20dsmX\x20HID
E: ID_MODEL_ID=16a5
E: ID_PATH=pci-0000:00:14.0-usb-0:13.4:1.0
E: ID_PATH_TAG=pci-0000_00_14_0-usb-0_13_4_1_0
E: ID_REVISION=0100
E: ID_SERIAL=Cypress_USB_dsmX_HID
E: ID_TYPE=hid
E: ID_USB_DRIVER=usbhid
E: ID_USB_INTERFACES=:030000:
E: ID_USB_INTERFACE_NUM=00
E: ID_VENDOR=Cypress
E: ID_VENDOR_ENC=Cypress
E: ID_VENDOR_ID=0451
E: MAJOR=13
E: MINOR=0
E: SUBSYSTEM=input
E: USEC_INITIALIZED=945649611930

Ничего себе, определяется, как набор акселерометров! Да, инженеры из OrangeRX еще те шутники:) И никакого намека на то, что это много-осевой джойстик. Вот поэтому симуляторы и не подхватывают этот USB-свисток. Пришлось убедить систему, что перед ней все таки джойстик, а не набор акселерометров. Это можно сделать через простое правило для подсистемы udev. Следующие две команды создают такое правило и применяют его к системе:

# sudo echo 'SUBSYSTEM=="input", ATTRS{idVendor}=="0451", ATTRS{idProduct}=="16a5", ENV{ID_INPUT_ACCELEROMETER}="0", ENV{ID_INPUT_JOYSTICK}="1"' >/etc/udev/rules.d/52-input-joystick.rules
# sudo udevadm control -R

Теперь снова проверим, как USD-свисток от OrangeRX видится в системе:

# udevadm info /dev/input/js0
P: /devices/pci0000:00/0000:00:14.0/usb3/3-13/3-13.4/3-13.4:1.0/0003:0451:16A5.0026/input/input55/js0
N: input/js0
S: input/by-id/usb-Cypress_USB_dsmX_HID-joystick
S: input/by-path/pci-0000:00:14.0-usb-0:13.4:1.0-joystick
E: DEVLINKS=/dev/input/by-id/usb-Cypress_USB_dsmX_HID-joystick /dev/input/by-path/pci-0000:00:14.0-usb-0:13.4:1.0-joystick
E: DEVNAME=/dev/input/js0
E: DEVPATH=/devices/pci0000:00/0000:00:14.0/usb3/3-13/3-13.4/3-13.4:1.0/0003:0451:16A5.0026/input/input55/js0
E: ID_BUS=usb
E: ID_FOR_SEAT=input-pci-0000_00_14_0-usb-0_13_4_1_0
E: ID_INPUT=1
E: ID_INPUT_ACCELEROMETER=0
E: ID_INPUT_JOYSTICK=1
E: ID_MODEL=USB_dsmX_HID
E: ID_MODEL_ENC=USB\x20dsmX\x20HID
E: ID_MODEL_ID=16a5
E: ID_PATH=pci-0000:00:14.0-usb-0:13.4:1.0
E: ID_PATH_TAG=pci-0000_00_14_0-usb-0_13_4_1_0
E: ID_REVISION=0100
E: ID_SERIAL=Cypress_USB_dsmX_HID
E: ID_TYPE=hid
E: ID_USB_DRIVER=usbhid
E: ID_USB_INTERFACES=:030000:
E: ID_USB_INTERFACE_NUM=00
E: ID_VENDOR=Cypress
E: ID_VENDOR_ENC=Cypress
E: ID_VENDOR_ID=0451
E: MAJOR=13
E: MINOR=0
E: SUBSYSTEM=input
E: TAGS=:seat:uaccess:
E: USEC_INITIALIZED=946869574054

Ну вот, совсем другое дело! Теперь, вместо набора акселерометров, этот USB-свисток стал определяться как джойстик. После этой простой процедуры без проблем заработали симуляторы FPVFreeRider и LiftOffUSD-свисток от OrangeRX в них видится, калибруется и работает.

Здесь приведу свою конфигурацию для передатчика DEVO-10 с прошивкой Deviation. На тумблере RUDD D/R находится режим для калибровки джойстика, когда каналы ниже четвертого управляются с крутилок AUX4 и AUX5. Остальное можно переназначить на свой вкус.

Данный USD-свисток от OrangeRX понравился больше, чем старый. Пока что полетаю с ним. Извиняюсь за большое количество текста, многим оно будет не очень интересно. Но мне хотелось во всем разобраться и рассказать об этом, как можно подробнее. Удачных тренировок!

29 января 2017

Гонки по FPV - проект нового квадрика

Как говорится, гоночных квадриков много не бывает:) У меня уже есть один для фристайла, один - для гонок, а теперь хочу собрать еще один - для экспериментов. Каждый день появляется все больше интересного "железа" для гоночных квадриков. Ставить на отлаженные модели новые электронные компоненты как-то не хочется. Вот и будет такой себе квадрик, на котором экспериментировать не жалко.


За основу взял нижнюю пластину на 4мм от рамы RealAcc X210, которая является почти полным клоном Lumenier QAV-X. Кабинка из поликарбоната для QAV-X подошла почти идеально. Только передние отверстия в пластине пришлось расточить по полмиллиметра в стороны. Получилась очень простая и очень прочная рама всего из двух деталей:) Поликарбонат сломать - надо постараться! Но я способный:)

Сразу же примерил передатчик Eachine ET526. Встал без проблем. Очень понравилась его фиксация внутри верхней части.


Сначала я думал, что в кабинку потребуется передатчик с угловым разъемом, но это не так. Передатчик можно зафиксировать парой стяжек. Одна за корпус, вторая за антенный кабель.


В кабинке очень удачно расположен вырез под кнопку переключения каналов передатчика. Силовой разъем будет сзади. Под него есть фигурный вырез в кабинке. А я-то думал, что потребуется фиксатор XT60-разъема и купил их парочку.

Кабинку из поликарбоната для QAV-X помог получить друг с материка, так как в наши края Америка не шлет - санкции-с:) Спасибо ему огромное!

Моторы планирую поставить довольно мощные. На выбор есть два варианта: еще не выпущенный EMax TS2306 2400kV или T-Motor F40 2305 2400kV. Я уже достаточно насмотрелся на различные моторы и для себя сделал один вывод: чтобы квадрик хорошо подрывался, мотор должен быть намотан тонким проводом в несколько жил с очень плотной укладкой в пазы статора. Этим требованиям удовлетворяют три мотора. Два из них, про которые говорил выше, и Lumenier 2206 2350kV. Их-то мне и не купить:(

Хочу попробовать новые регуляторы EMax EMX-SC-1775 Bullet Series 35A 3-6S или проверенные RacerStar RS35A V2 2-6S. Зачем такие-то мощные? С запасом на будущее. Тенденция такая, что сейчас с гоночными квадриками происходит тоже самое, что было в свое время с вертолетами - надо больше мощности! А аккумуляторы пока не могут выдавать желаемые токи, у них тоже есть свой технологический предел. Поэтому остается поднимать только напряжение, то есть увеличивать количество банок в аккумуляторе. Так что в этом году будут популярны аккумуляторы на 5S и 6S. Потому и регуляторы нужны с поддержкой шести банок.

Полетный контроллер будет на F4-процессоре с гироскопами, способными поддерживать частоту работы в 32кГц. А может к тому времени и на F7 что-то появится:)

Камера, скорее всего, будет Foxeer Arrow V3 или аналогичная. Металлический корпус решает! Она является продолжением знаменитой Foxeer HS1177, а эта камера, по крайней мере для меня, остается эталоном. Как надоел аналог, когда же будет быстрая и доступная цифра...

Остальная начинка остается под вопросом. Все будет зависеть от того, что смогут предложить производители на тот момент, когда квадрик будет укомплектован регуляторами и моторами.