08 июля 2016

Гонки по FPV - итоги месяц спустя

Месяц назад я закончил сборку гоночного квадрокоптера 220-го размера. Пришло время подвести итоги. Самое главное достижение на сегодняшний день - квадрик еще жив:)


За месяц накопилась масса полезного опыта. Удалось выявить все достоинства и недостатки, произвести настройку и разобраться в большинстве параметров прошивки.

Начну с рамы. Как видно, все целое:) Рама DALRC DL220 очень прочная, но и тяжелая. Я понял, что раму нужно облегчать, причем сильно. Такой "кирпичик" конечно летает, но по сравнению с более легкими квадрокоптерами с аналогичными характеристиками, мой уступает в динамике на подрыв. Немного облегчил, сняв верхнюю площадку на демпферах и поставив курсовую камеру жестко. Так что следующий вариант планирую на более легкой раме Lantian LTX-HEX4-215.

Связка моторов EMAX RS2205-2300kV и регуляторов DYS XM20A показала себя великолепно! Все очень бодро работает, нареканий нет. Регуляторы очень-очень быстрые. Без проблем работают с прошивкой  MultiShot на частоте 16кГц. Можно еще поднять частоту в два раза, но куда уж больше. Торможение отменное! Но в будущем нет желания снова покупать дорогие моторы. И регуляторы уже актуальнее брать на прошивке BLHeli_S.

Контроллер SP Racing F3 10DOF работает без проблем, нареканий нет. Но можно было взять контроллер дешевле и без лишнего функционала. Я пробовал устанавливать на квадрик GPS, чтобы иметь на OSD координаты, скорость, высоту, удаление от точки старта. Но все это работает с такой задержкой, что просто не актуально. В итоге убрал GPS, отключил барометр и компас. Это позволило высвободить ресурсы контроллера и поднять его скорость работы. На будущее, пока не появятся контроллеры на более быстрых процессорах F4, буду использовать LUX-контроллер. Его преимущество в более быстрой шине обмена данными между гироскопами и процессором.

Приемник OrangeRX R720X V2 работает отменно! Спокойно летаю не по таймеру, а по показаниям телеметрии. Настроил FailSafe так, чтобы при отсутствии сигнала с передатчика включалась пищалка на квадрике. Если где-то упал, то можно выключить пульт и отправляться на поиски. Заказал себе и другу еще по аналогичному приемнику OrangeRX R620X_V2. Это тот же самый приемник, только у него на один вывод поменьше.

Камера Eachine CCD 700TVL работала без нареканий, пока во время одной из аварий не сгорела. Как потом выяснилось, сгорел диод, который стоит сразу после разъема на плюсовой шине. После замены диода камера снова ожила! Ни к качеству изображения, ни к углу обзора претензий нет. Все устраивает. Самое главное, что при полете в пасмурную погоду или вечером, нет засветки от солнца.

Передатчик Eachine ET600R та же работает без нареканий. Но в будущем я уже не буду ставить передатчики на 600мА. Греются они и вместе с друзьями летать не очень комфортно, иногда видео перекрывается. Так что буду переходить на 200мА и брать Eachine ET200R или аналогичный.

Плата распределения питания с OSD MXK Power Distribution Board - моя головная боль. Никогда больше не буду брать вещи "сколько-нибудь-в-одном"! Только по отдельности. Первая проблема - пропадает видео. После испытаний хайвольтных аккумуляторов, удалось выяснить - чем выше напряжение на аккумуляторе, тем больше вероятность пропадания видео. Если на хайвольтном аккумуляторе топнуть газ сразу после старта, то со стопроцентной гарантией будет потеря видео. Причем видео пропадает не во время нагрузки, а в момент сброса газа в ноль. Может пропасть даже при обычном ролле или флипе. На трехбаночных видео ни разу не пропадало, на четырехбаночных иногда пропадало, на четырехбаночных хайвольтных - всегда пропадает. Если есть какие-либо идеи на эту тему - отпишите в комментариях. Из-за этого несколько раз серьезно падал. А один раз упал так удачно, что отстегнулся аккумулятор, пищалка не работала и мы втроем больше часа искали квадрик в высокой траве. Частично решило проблему установка огромного конденсатора 3300мФ/16В на шину 12 вольт.

Следующая проблема проявляется в том, что иногда гироскопы сходили с ума. Снова после выполнения нагруженного маневра. Уже летишь себе просто прямо и тут  - дерг! Квадрик как дернется по всем осям! Только успевай ловить! Повесил конденсатор 3300мФ/6.3В и на шину 5 вольт. Это решило проблему. Как-то все это неправильно. За такие деньги такой посредственный продукт. Попробую заменить на Matek Systems PDB-XT60 и отдельно Micro MinimOSD.

Так же я просчитался с толщиной проводов от разъема до платы распределения питания. На аккумуляторах используется провод 12AWG, а я поставил провод 14AWG. Поэтому при нагрузке провод заметно нагревается. Кстати, с винтами DAL V2 5x4.5x3 квадрик потребляет 68 ампер и выдает мощность в 900 ватт! Если поставить провода потолще, то может быть будет и побольше выдавать:) Но тут тоже проблема. Кусок проводов с разъемом весит 15 грамм. Лучше уж совсем от проводов избавиться, что я потом и сделаю.

Пищалка Lantian WS2812B очень тихая. Не понравилась. Буду от нее избавляться и заменю на отдельную супер-громкую пищалку Lantian. А светодиоды потом уже подберу.

Для вывода передающей FPV-антенны пришлось поставить уголок-переходник RP-SMA. Очень плохое решение, но другого выхода не было. При авариях этот уголок ломается. Пару раз снова собирал его на зеленый локтайт.

С FPV-антеннами тоже беда. Две уже потерял. Вырывало прямо из разъема. Поэтому использую самодельные антенны. Придумал простую технологию их изготовления. Антенны получаются довольно точные и прочные. Позже расскажу как их делать.

Мне все таки удалось реализовать полеты в 3D-режиме на квадрике. Использовал двухлопастные симметричные пропеллеры Gemfan 5030.


Даже попробовал полетать по FPV в таком режиме. С этим возникла большая проблема. Квадрик сильно дергает при смене вращения моторов и из-за проблем с PDB пропадает видео. Немного позже я все таки вернусь в этому режиму, а пока пришлось его отключить.

Осталось только показать текущие настройки. Вот настройки передатчика DEVO10. На FMOD2 еще осталась кривая газа для полетов в 3D. Арминг вынесен на тумблер ELEV DR1, пищалка на тумблере RUDD DR1, полетные режимы на FMOD.

Дамп настроек контроллера так же прикладываю. Контроллер работает на частоте 4КГц, гироскопы на частоте 2КГц. Включен MultiShot на частоте 16КГц без синхронизации. Вот мои PID-ы:


Сейчас стоит прошивка BetaFlight 2.9.0 - работает без нареканий. В регуляторы зашита версия 14.6 BLHeli с MultiShot. Здесь все стоит почти по умолчанию:


Подводя итоги, пришел к интересному выводу. Не нужно покупать дорогие механические комплектующие, лучше использовать дешевые. Все равно все сломается. В будущем я уже не куплю дорогие моторы и раму. Дешевые будут ломаться точно так же. А вот электронные компоненты лучше взять максимально качественные. Самое главное в квадрике - это аккумулятор. Сколько из него можно выжать, так и будет летать квадрик. Но и здесь нужно найти золотую середину по цене-качеству. Аккумулятор - расходник. На квадрике аккумуляторы редко вырабатывают свой ресурс до конца, чаще они просто повреждаются.

На этом пока все. Буду и дальше развивать эту тему. А сейчас немного юмора с сегодняшних полетушек:)


04 июля 2016

Eachine EV800 - FPV шлем и монитор - универсальное решение

Решил я собрать коллекцию FPV-шлемов. Просто кто-то же должен их все попробовать и выбрать самый лучший:) Первым был FPV-шлем-собери-сам. Теперь речь пойдет о шлеме Eachine EV800. Он имеет оригинальную разборную конструкцию и может превращаться в пятидюймовый монитор.
Характеристики шлема Eachine EV800:
  • Вес без антенны: 396гр.
  • Размеры: 180x145x82мм.
  • Экран: 5дюймов, 800x480 пикселей.
  • Встроенный аккумулятор: 2000мА/ч 3.7В.
  • Напряжение зарядки: 5-12В.
  • Приемник: 40 каналов с поддержкой Raceband.
  • Разъем антенны: RP-SMA.
Начну с упаковки. Как обычно, коробка приехала слегка помятая. Эту особенность нашей почты давно учитывают, поэтому упаковка, как правило, очень надежная.


Шлем Eachine EV800 расположен в контурном углублении из пластика, покрытого пористым материалом, что исключает его повреждения.

В комплекте был собственно шлем Eachine EV800, небольшая инструкция, простая антенна на 5.8МГц, удобный чехол с затяжками, салфетка для очистки экрана, два зарядных провода: один с USB-разъемом, второй с JST-разъемом, переходник для наушников с миниджек 2.5мм на 3.5мм, и зарядное устройство с разъемом под американский стандарт розеток. В комплекте не было переходника под европейские розетки, так что это нужно учитывать.


Шлем Eachine EV800 сделан из очень приятного на ощупь матового пластика. Как будто сверху нанесено покрытие, имитирующее резину. Пластик очень маркий, от пальцев остаются следы.

С правой стороны сделан разъем для наушников. Если использовать переходник, который идет в комплекте, то можно подключить любые наушники. Но переходник так выступает сбоку, что любое неосторожное движение может просто выломать разъем.


Поэтому лучше использовать наушники уже с разъемом на 2.5мм, например от старого телефона Nokia. Громкости звука на 20 единиц вполне достаточно, чтобы слышать все, что происходит на коптере, если там установлен микрофон.

С левой стороны расположен разъем для подзарядки шлема. Мне не понравилось, что он очень тонкий, диаметром всего 2.5мм.


По опыту знаю, что долго он не продержится. Причем не сам штекер, а гнездо. Так что в будущем возможно придется придумывать другой разъем для подзарядки шлема. Через этот же разъем можно подключать шлем к внешнему аккумулятору.

Сверху расположены кнопки управления и гнездо RP-SMA для антенны. Первой идет кнопка автоматического поиска канала передатчика.


Поиск очень чувствительный, находит даже близкие по частоте каналы. Затем идет кнопка включения-выключения. Чтобы включить шлем, нужно нажать и подержать кнопку примерно 5 секунд, выключается так же. Затем идут кнопки выбора канала и диапазона. Эти же кнопки зачем-то продублированы справа, но в другом порядке. Этими же кнопками производится изменение значений в меню шлема. Кнопка с подписью Menu говорит сама за себя.


С нижней стороны шлема есть гнездо с резьбой для установки монитора на штатив. Очень удобное решение, если потребуется "покатать пассажиров". Может быть и возможно летать по монитору, но уж точно не на гоночном коптере.


Чуть не забыл рассказать о части, которая к лицу прилегает. По мне, так очень все удобно, никакого дискомфорта, несмотря на то, что все довольно жестко. Очень понравилось, что благодаря жесткости, шлем с лица не сползает во время полета - сидит как приклеенный. Может потому что лицо у меня широкое:) Кстати, отдельно в продаже есть мягкая накладка к шлему Eachine EV800. С очками, увы, шлем использовать нельзя - не влезают. Кстати, на экран выводится канал видео и заряд аккумулятора шлема. Как раз на фотографии видно.

Шлем Eachine EV800 разбирается на монитор и часть с установленной линзой Френеля. Причем в собранном виде, в солнечную погоду, я не обнаружил засветок на стыке частей.


Меню монитора очень простое и доступное. Есть настройка яркости, контрастности, насыщенности, зернистости, громкости и выбора языка. Языков в меню всего два: английский и китайский.


Отмечу качество самого монитора. Его разрешение 800х480 пикселей при размере пять дюймов. Этого вполне достаточно для FPV-полетов. Если уменьшить зернистость, то качество картинки очень достойное. По сравнению с предыдущим шлемом картинка более четкая.

В шлеме Eachine EV800 установлен приемник на 40 каналов с поддержкой Raceband. Качество приема лучше, по сравнению с предыдущим шлемом. Помех значительно меньше. Ниже приведу таблицу доступных каналов:


Настало время разобрать шлем Eachine EV800 и посмотреть, что там внутри. Начну с части с линзой Френеля.

Как видно, линза закреплена в пазах и нет возможности ее двигать, чтобы подстроить под себя. Под нормальное зрение шлем подходит, а под мое хотелось бы немного подвинуть линзу ближе к лицу.


Размер линзы Френеля 58x122мм, толщиной 1.5мм. Линза легко извлекается из пазов.

Теперь разберу часть шлема Eachine EV800 с монитором. Нужно будет еще найти видеовыход, на будущее, чтобы подключить к шлему DVR-рекордер. Очень жаль, что в конструкцию изначально не заложена возможность производить запись видео.


Все внутренности без проблем извлеклись. Остались только пластиковые части. На крышке видно, как закреплены блоки кнопок.


Был установлен однобаночный аккумулятор, габаритами 82x34x4мм. Под термоусадкой угадывается контроллер от перезаряда. Как-то аккумулятор маловат для емкости в 2000мА/ч. Пишут, что на три с половиной часа должно хватать. Полетаю, проверю:)



Пятидюймовую матрицу не смог идентифицировать. Если кто найдет по ней спецификации - отпишите в комментариях.

Остался только контроллер с приемником. Все элементы расположены с одной стороны платы.


Видеовыход обнаружился на втором справа выводе приемника. Удалось найти с помощью тестера место, куда приходит видеосигнал. Там как раз стояла буква V, как бы намекая:)


Так что можно просто с обратной стороны платы разрезать дорожку, которую я выделил красным цветом, и сделать туда врезку для DVR-рекордера.


Подведу итоги. Шлем Eachine EV800 вполне подходит для FPV-полетов. Разборная конструкция только добавляет плюсов. Появляется возможность очистить матрицу и линзу от пыли. Может кому-то не очень понравится жесткое покрытие на той части, которая прилегает к лицу, но для меня вполне удобно. Шлем легкий, на голове дискомфорта не вызывает. Приемник качественный. Минусов вижу только два: невозможно двигать линзу Френеля и невозможно использовать с обычными очками.


Шлем подходит даже ребенку:) Производитель мог бы озаботиться выпуском отдельной части под очки. Или можно самому спроектировать и распечатать на 3D-принтере только заднюю часть. Надо будет это обдумать... Удачных полетов!