25 августа 2015

XK K110 - клон WLToys V977

Недавно был получен новый вертолет XK K110 от  XK Innovations, который является клоном очень популярной модели WLToys V977, но с некоторыми отличиями.


Краткие характеристики XK K110:
  • Диаметр основного ротора: 245мм.
  • Диаметр хвостового ротора: 38мм.
  • Длина: 270мм.
  • Высота: 77мм.
  • Вес без аккумулятора: 47.5г.
  • Взлетный вес: 58.5г.
  • Основной двигатель: бесколлекторный.
  • Хвостовой двигатель: коллекторный 7х20мм.
  • Протокол управления Futaba S-FHSS.
Сначала немного предполагаемой истории появления XK K110. Некоторое время назад существовала компания Nine Eagles, выпускающая микровертолеты. На пике своей активности они выпустили модель Solo Pro 126 с бесколлекторным двигателем и его модификацию с поддержкой протокола Futaba S-FHSS для европейского рынка. Но видимо продажи не заладились и модель не стала популярной. После чего компания практически свернула вертолетное направление. Через некоторое время на рынке появляется вертолет WLToys V977, который внешне - практически полная копия Solo Pro 126, но с очень своеобразным протоколом управления. Благодаря отличной системе стабилизации, недорогим запасным частям и неприхотливости в обслуживании, вертолет становится очень популярным. Теперь же появился XK K110 - почти полная копия WLToys V977, но с протоколом управления Futaba S-FHSS. Как бы наводит на мысль - уж не разработчики ли вертолетного направления из Nine Eagles решили организовать отдельную компанию? В пользу этого говорит еще и новый пульт X6, который шел в комплекте с вертолетом. Его режим настройки почти полностью повторяет настройки передатчика J6Pro от Nine Eagles! Я смог разобраться с ним, даже не заглядывая в инструкцию, так как у меня уже был передатчик J6Pro.

Немного расскажу об особенностях вертолета XK K110. Как и ожидалось, в отличие от WLToys V977, модель имеет полноценные каналы управления. То есть можно настроить кривую шага и газа для нормального режима и режима Idle. Есть и режим 6G - для начинающих. Кроме передатчика, который шел в комплекте, вертолетом можно управлять с любого передатчика Futaba, поддерживающего протокол Futaba S-FHSS. Есть возможность управлять и с любого другого передатчика с помощью модуля RNE480193 от Nine Eagles.  К сожалению, в прошивке Deviation пока нет поддержки протокола Futaba S-FHSS. Чтобы она появилась, нужно настойчиво просить об этом разработчиков на основном форуме проекта Deviation.

Вертолет XK K110 был упакован абсолютно так же, как WLToys V977 новых версий. Те же три высококачественные коробочки.


В комплекте был один аккумулятор, отвертка, шестигранный ключ, зарядное устройство со шнуром, запасные лопасти, основная шестерня и один хвостовой винт.


Теперь подробнее о самой модели. XK K110 немногим отличается от WLToys V977. Традиционно начну с хвоста.


При первом осмотре я не обратил внимание, а когда фотографировал, то взгляд зацепился за хвостовой двигатель. Он значительно длиннее, чем у WLToys V977. Там стоит мотор длинной 16мм, а тут - 20мм! В остальном хвосты идентичны.

Конструкция XK K110 полностью повторяет вертолет WLToys V977 новых выпусков.


Плата закреплена на цельный кусок антивибрационной прокладки, а не как у WLToys V977 - на две полоски. Прокладка не такая мягкая, плата не болтается. Сама плата отличается только наличием кнопки сопряжения сбоку и приемником - установлен чип CC2500 вместо nRF24L01.


Если присмотреться, то на плате есть надпись "KN V977R V4", что указывает на прямое родство модели с вертолетом WLToys V977.


Основной двигатель черного цвета, как у новых версий WLToys V977. Сравнил его со старым блестящим мотором от WLToys V977 - по габаритам совпадает. Думаю, что и намотка такая же. Ладно, в полете будет видно. Странно, что вал двигателя коротковатый, как у старых версий WLToys V977. На новых версиях вроде это исправили, а тут снова пиньен сидит на валу не полностью и, я уверен, что он запросто может слететь и потеряться.


Регулятор на вертолете XK K110 стоит такой же, как на новых версиях WLToys V977. Как удалось выяснить - это немного модифицированный Turnigy Plush 10A.


У регулятора удален стабилизатор и вместо него установлена перемычка. Регулятор можно легко прошить прошивкой BLHeli.


Лопасти XK K110 точно такие же, как у WLToys V977. По форме и по жесткости. И даже слово "borken" на своем месте. А вот канопа XK K110 имеет некоторое отличие.


Она совсем тонкая, по сравнению с канопой WLToys V977. По толщине больше похожа на канопу WLToys V966, так что страдать при авариях будет сильно. Я-то надеялся наоборот поставить ее на WLToys V977, так как она более яркая.

Далее расскажу про пульт X6 от XK K110. Выше я уже упоминал сходство его конфигурации с пультом J6Pro. Передатчик питается от шести батареек АА-типа.


Как и последние версии J6Pro, передатчик имеет память на 10 моделей. Можно настроить кривые шага и газа для нормального режима и для режима Idle, расходы и экспоненты.


На задней панели доступны регуляторы жесткости стиков и гнездо для подключения симулятора. Передатчик был успешно опробован в симуляторе Heli-X.

Я не удержался и разобрал пульт. Все равно пришлось бы это сделать, так как расположение тумблеров было не очень удобным для меня - пришлось переставлять.


Внутри все оказалось довольно аккуратно. Даже нормальная антенна на месте. Я не смог понять, какая распиновка у передающего модуля. А так можно было бы в будущем впаять его в DEVO, если в Deviation появится поддержка протокола Futaba S-FHSS.


Удивило то, что у такого недорогого пульта стики на подшипниках! Такое вижу впервые. Про настройку передатчика сделаю отдельную статью, так как это потребуется и для других моделей от XK Innovations. Здесь только приведу рекомендуемые параметры и некоторые важные процедуры, касающиеся вертолета XK K110.

Для управления вертолетом XK K110 используется 6 каналов:
  1. Элероны
  2. Элеватор
  3. Газ
  4. Руддер
  5. Режим гироскопа 3D/6G
  6. Шаг
В передатчике для канала шага и газа есть пятиточечные кривые. Ниже приведу для них рекомендуемые значения:

Кривая газа для нормального режима: 1 - 0, 2 - 45, 3 - 65, 4- 80, 5 - 100.
Кривая газа для режима Idle: 1 - 100, 2 - 100, 3 - 100, 4 -100, 5 - 100.
Кривая шага для нормального режима: 1 - 40, 2 - 45, 3 - 50, 4 - 60, 5 - 70.
Кривая шага для режима Idle: 1 - 30, 2 - 40, 3 - 50, 4 - 60, 5 - 70.

На пятом канале находится переключатель режимов 3D/6G. При значении от 0 до 30 будет работать режим 3D, при значении от 70 до 100 - режим 6G.

Режим сопряжения (Bind)
Включаем передатчик, включаем модель. На модели нажимаем кнопку сопряжения и держим примерно секунду. Индикаторы на приемнике погаснут и начнет моргать красный индикатор. Когда загорится ровным светом синий и красный индикаторы - сопряжение состоялось.

Калибровка акселерометров
Включаем передатчик, включаем модель. Модель ставим на ровную поверхность. Ждем завершения процедуры сопряжения. Индикаторы на приемнике должны загореться ровным светом. Одновременно переводим левый стик в нижний левый угол, а правый стик в нижний правый угол. Синий индикатор начнет быстро моргать. Отпускаем стики. Через секунду моргнет красный индикатор и индикаторы снова будут светиться ровно - значения калибровки сохранены.

Настройка режима 6G
Включаем передатчик, включаем модель. Включаем режим 6G. Переводим правый стик (для Mode2) в нижнее положение и держим несколько секунд. Синий индикатор на приемнике начнет моргать. Взлетаем и стараемся удержать модель на месте. Через некоторое время приземляемся. Чтобы сохранить полученные значения, переводим правый стик (для Mode2) в нижнее положение и держим несколько секунд. Синий индикатор перестанет моргать и загорится ровным светом, а красный коротко моргнет - настройка режима 6G завершена. После этого индикаторы будут светиться ровно.

Осталось показать новый вертолет XK K110 в полете. Немного увеличил углы, так как показались маловаты. Выставил значения для режима Idle: 1 - 24, 2 - 37, 3 - 50, 4 - 63, 5 - 76. Летает очень предсказуемо, никаких проблем с хвостом замечено не было. По мощности такой же, как WLToys V977.


Пока вертолет XK K110 до меня добирался, стали доступны качественные металлические апгрейды: тарелка автомата перекосаголова основного ротора и цапфы.


Я могу смело рекомендовать эту модель тем, кто только начинает вхождение в вертолетное хобби. В режиме 6G вертолетом очень легко управлять. Наличие раздельных кривых шага и газа позволит полностью реализовать потенциал модели. Передатчик можно использовать для тренировок в симуляторе. XK K110 полностью совместим по запасным частям с WLToys V977, кроме платы управления.