23 апреля 2015

Россыпь новинок на BangGood

Сегодня магазин banggood.com представил целую кучу новинок ранее неизвестного производителя XK. Все модели вертолетов имеют как гироскопы, так и акселерометры. Доступен режим 6G для начинающих. Все аппараты могут летать в инверте. Так же все модели вертолетов управляются по протоколу "Futaba S-FHSS". Помню, подобный протокол имели некоторые модели от Nine Eagles года два назад. Не оттуда ли растут ноги у новинок?

Наиболее интересной новой моделью мне показался вертолет 120-го размера XK K120 Shuttle.


На модели установлен бесколлекторный двигатель, а на хвосте, к сожалению, коллекторный. Питание модель получает от двухбаночного аккумулятора на 300мАч. Вес модели 78 грамм, а диаметр ротора 275мм. На фотографиях видно довольно толстую хвостовую балку. Вот видео полета.

Следующим по степени интересности идет вертолет XK K110 Blash. Это модель 100-го размера, практически копия WLToys V977.


Так же установлен основным бесколлекторный двигатель, а на хвосте снова коллекторный. Питание идет от однобаночного аккумулятора на 450мАч. Диаметр основного ротора 245мм, а вес 58.5 грамм.

Есть и аналог вертолета WLToys V966 - XK K100 Falcom.


Так же везде стоят коллекторные двигатели. Питание от аккумулятора на 250мАч. Диаметр основного ротора 245мм, вес 45.5 грамм. Видео полета. Есть инструкция для этой модели, из которой видно, что XK K110/K100 - копии WLToys V977/V966. Возможно используется тот же самый алгоритм стабилизации. Каналы шага и газа - разделены.

Есть еще две модели, не для широкого круга пилотов. Для тех, кому интересен внешний вид модели, наиболее похожий на настоящий вертолет. Первая модель XK K123 - копия WLToys V931.


На модели так же установлен бесколлекторный двигатель, хвост - коллекторный. Тот же самый дизайн трехлопастной головы основного ротора. Взлетный вес 79.5 грамм. Аккумулятор на 500мАч. Диаметр ротора 276мм. Видео прилагается.

А вот следующий аппарат XK K124 - новинка. Похожую модель я видел только у Nine Eagles - SoloPro130.


Здесь так же установлен бесколлекторный двигатель. Четырехлопастная голова основного ротора - это что-то! Причем эта модель очень небольшая - это сотый размер. Взлетный вес 45.5 грамм, диаметр ротора 250мм. Аккумулятор на 700мАч. Похоже, с весом опечатка, не может вертолет при таком аккумуляторе весить столько.

Далее, немного не в тему, но мимо такого я не мог пройти - самолет XK A600 с 6G-стабилизацией!


На модели установлен бесколлекторный двигатель, что само по себе уже редкость при таком размере. Размах крыла 580мм, взлетный вес 90 грамм. Питается от двухбаночного аккумулятора на 300мАч. Интересный аппарат!

Когда новинки будут в продаже - пока неизвестно. Но некоторые из них точно попадут ко мне в руки. О них я смогу рассказать более подробно.

22 апреля 2015

GAUI X3 - аккумуляторы получены!

Сегодня наконец-то получил новые аккумуляторы GensAce 1450mAh/6S! Так что, теперь начнется совсем другая жизнь:) В комнате я уже побаиваюсь на них приподнять вертолет, а погода пока не радует - дождь, град, ветер и холод.


Аккумуляторы немного длиннее привычного размера. Я переживал, что с ними балансировка будет задней, но все обошлось. Разъемы не такие тугие, как у других аккумуляторов, достаточно легко разъединяются.


Аккумуляторы не очень широкие, можно было закрепить их и липучками. Они бы все равно поместились внутрь рамы. Но армированный скотч показался мне надежнее. Сначала на аккумулятор приклеил полоску обычного двухстороннего скотча, на него приклеил площадку, а потом примотал парой слоев скотча. Вес с установленной площадкой получился 253 грамма. Вес площадки почти 11 грамм. Итого взлетный вес получился 1127 грамм. Можно еще немного облегчить, но это потом.

20 апреля 2015

GAUI X3 - завершение сборки и первый полет

Вот и подошла к концу сборка замечательного вертолета GAUI X3. Это будет продолжение первой части, где была собрана только тушка модели. Сейчас уже установлена вся электроника и даже совершен первый отладочный полет.


В итоге комплектация получилась следующая:
Вес без аккумулятора получился 885 грамм. Многовато, но учитывая мощную мотоустановку - пойдет. Облегчить за счет чего-то не получится, разве что провода от сервоприводов сделать короче.

Традиционно начну с хвоста. Здесь потребовались только небольшие изменения. Немного беспокоило то, что слайдер вращался при полете и при этом издавал неприятный шелестящий звук. Чтобы избавиться от этого, я разместил тонкую полоску армированного скотча в канавке слайдера. Он все так же свободно двигается, но в полете не вращается. На качестве работы хвоста это не отразилось.


Не очень понравилось то, что хвостовые лопасти вставляются в металлические цапфы довольно туго. То есть, болтиком уже не зажмешь. В итоге, болтики крепления лопастей просто приклеены на локтайте, но практически не затянуты. Довольно значительный люфт присутствует в пластиковых линках - буду думать, как избавиться от него. Может быть получится подобрать металлические линки с подшипниками от других моделей. Последняя коническая шестерня имеет совсем небольшой продольный люфт в хвостовом кейсе. Пришлось выбрать его шайбочкой 4x6 из этого набора.


Может быть я перестраховываюсь, но место крепления поводка к хвостовому кейсу показалось не совсем надежным. Поэтому вместо болтика M2x14, как написано в инструкции, я использовал болтик M2x18 с дополнительной гайкой M2 с нейлоновым фиксатором.

Для придания нарядного вида сразу же был установлен красный хвостовой плавник от Fusuno. Но радость была не долгой.


В районе крепления отверстий сразу же отлетела краска и стал виден обычный текстолит. Так что, если нужен цветной плавник, то проще стоковый самоклейкой обтянуть. Еще есть нюанс с болтиком, фиксирующим хвостовой кейс на балке. По инструкции, в комплекте должны быть две шайбы 2x5x0.5, которыми можно отрегулировать глубину погружения болтика так, чтобы он не касался хвостового вала. На деле шайб не оказалось - пришлось подпилить болтик.

Продвигаемся ближе к раме. Хомут крепления подкосов пережимает балку так, что она немного сминается - мне это не очень понравилось. Так же не понравилось крепление промежуточного подшипника на валу привода хвостового ротора. По инструкции предполагалось приклеить его на локтайт прямо к валу. Я сделал немного по другому.


Изготовил две алюминиевые втулки и уже их приклеил к валу с двух сторон от подшипника. Есть еще вариант - зафиксировать с двух сторон скотчем. Попробовал и его, но после нескольких тестовых полетов уровень вибраций в этом месте несколько увеличился. Когда разобрал хвостовую балку, то обнаружил, что скотч размотался и при полете бил размотанным куском по хвостовой балке изнутри. Друзья предложили еще вариант - просто немного сплющить вал с двух сторон от подшипника, но я побоялся это делать - вдруг вал погнется.

По инструкции, направляющая для тяги управления хвостовым ротором должна фиксироваться саморезом 2x5, но его длины просто не хватает, чтобы стянуть хомут. Пришлось использовать саморез 2x8.

Провод от хвостового сервопривода зафиксировал армированным скотчем, чтобы он не дрожал и не перетирался о кромку рамы. Сам провод пришлось затянуть в термоусадку.


Кстати, хвостовой сервопривод лучше установить на этапе сборки рамы, иначе придется снимать левую боковину рамы, так как по другому болты крепления сервопривода будет не затянуть.

Чтобы уменьшить количество проводов, к блоку стабилизации был приклеен BT-модуль. Предварительно у BT-модуля был удален разъем и просто выведены короткие провода, которые были припаяны к небольшой четырехпиновой колодке.


Сам BT-модуль был заизолирован армированным скотчем. Получилось довольно компактно.

Чтобы ровно установить блок стабилизации пришлось пойти на маленькую хитрость. Нужно было подобрать прокладки с двух сторон от боковин рамы, чтобы коробочка вошла между ними строго параллельно боковинам. Под руку подвернулись ватные палочки для ушей - идеально подошли по размеру в качестве распорок. С их помощью, как по рельсам, блок приклеился строго параллельно боковинам рамы.


Первое гнездо для подключения сателлита оказалось частично скрыто боковиной рамы, поэтому, вопреки инструкции, пришлось подключить сателлит во второе гнездо. Вроде работает, проблем не заметил. Так же установил дополнительный конденсатор в цепь питания на 6800мкФx16В, другого не было. Потом заменю на 6800мкФx10В - он немного компактнее. Так же видно качалку хвостового сервопривода. Сделал ее длиной 8мм. Для предотвращения вибраций подкосов установил карбоновую распорку.

Так же установил алюминиевые усилители рамы. Мотор очень мощный и моторную площадку теоретически может вырвать из боковин рамы при аварии. Болтики крепления моторной площадки пришлось заменить на M2x6, а не как было в инструкции - M2x4. Болтики M2x4 показались коротковаты.


На сервоприводы тарелки автомата перекоса установлены ломающиеся качалки, которые будут защищать сервоприводы при аварии. Для предотвращения касания канопы основной шестерней, я поставил снизу дополнительные распорки. В крайние отверстия распорок поместил пластиковые болтики M2x8 и зафиксировал их гайками M2 с нейлоновым фиксатором. Еще и кусочек силиконовой трубочки надел, чтобы болтики канопу не проткнули.

Мотор настолько большой, что расстояние до боковин рамы составляет доли миллиметра.


Я сделал глупость - укоротил выводы мотора. Когда стал припаивать коннекторы, то очень переживал, как бы не спалить изоляцию обмоток. Но все обошлось. В результате провода уложились очень компактно. Провод от регулятора проходит под нижней опорой основного вала.


Регулятор просто закреплен парой стяжек. При его установке нужно попробовать спустить его максимально низко, тогда канопа будет надеваться без проблем.

Сателлит установлен между стойками шасси. Здесь очень удобное место - антенны можно расположить с обоих сторон рамы.


Так же в нижней площадке есть прорези под стяжки - как будто специально сделаны. Все закрепилось наилучшим образом. Болтики крепления шасси - пластиковые M2x10. При аварии они будут разрушаться и, возможно, сохранят шасси и уж точно не повредят нижнюю площадку рамы. Шасси мне больше понравились от ALZRC Devil 480 Rigid. Качество у них похуже, чем качество всего вертолета, но зато смотрятся интересно.

Для цапф основного ротора был установлен дополнительный апгрейд из пары подшипников с шайбами. В этом узле и так-то люфтов не было, а теперь и вообще не предвидится.

Канопа так же подверглась небольшой модификации. Я заметил, что в районе крепежных отверстий появились небольшие трещинки. Эту проблему можно решить с помощью вот таких шайбочек с демпферами.


Но пока они до меня доберутся, я решил просто сделать небольшие накладки из ткани, пропитанные эпоксидной смолой. Так же установил на канопу блок с магнитами, чтобы канопа полностью закрывалась - внешний вид от этого только выигрывает.


Регулятор Hobbywing Platinum V3 50A можно программировать с помощью USB-программатора. Саму программу можно скачать на официальном сайте. Для соединения программатора и регулятора я использовал провод для подключения приемника к блоку стабилизации. Сразу же обновил у него прошивку и сделал настройки в соответствии с рекомендациями на сайте XNova.


В настройках выставил "самолетный" режим, так как в дальнейшем планирую задействовать гувернер из блока стабилизации. Пусть пока так будет, потом, если что, подправлю.

При настройке блока стабилизации сначала выставил режим работы сателлита "DSMX-11ms". При первых подлетах в логах ежесекундно стал наблюдать сообщение "Antenna Switched". Стал разбираться. Оказалось, что нужно было выставить режим работы сателлита "DSMX-22ms" и по новой выполнить сопряжение. Вот тогда удалось избавиться от этой ошибки. Но это актуально только для передатчиков Devo с прошивкой Deviation. С передатчиками Spektrum возможно такой проблемы и не будет.

Не буду подробно останавливаться на настройках блока стабилизации и передатчика, так как эти настройки очень индивидуальны.

В дальнейшем заменю вал привода хвостового ротора на ремень. Должен существенно уменьшиться уровень вибраций. Хотя и сейчас он совсем небольшой. Так же есть идея попробовать поставить карбоновую хвостовую балку.

Вертолетом GAUI X3 я очень доволен. Он очень простой при сборке, можно рекомендовать, как первую модель в этом классе. Очень порадовало почти полное отсутствие люфтов. Ну а пока вот, первый тестовый полет. Аккумуляторы на шесть банок еще в пути, так что первый полет был на трехбаночном аккумуляторе: