13 января 2017

FrSky M9-Gimbal - первые стики с датчиками Холла

Всего пару дней назад появилась информация о новых стиках на датчиках Холла для передатчика Таранис, а сегодня уже анонсирована их продажа!


Датчик Холла - это индикатор напряженности магнитного поля. На осях стика вместо переменных резисторов стоят такие датчики. Их плюс в том, что они не имеют контактирующих механических деталей, а значит и стачиваться ничего не будет. У переменных резисторов стачивается резистивный слой и тогда у стиков теряется точность, появляется дребезг в около-нулевой зоне, сбивается калибровка. С датчиками Холла такого не будет. Но тут тоже есть подвох. Если у переменного резистора величина сопротивления изменяется линейно, то у датчика Холла может и не быть линейности. Будет на стике как бы механическая экспонента. В общем, надо смотреть, пробовать. Найти бы такие датчики отдельно в продаже, чтобы в посадочные места для резисторов вставали...

11 января 2017

RacerStar RS30A V2 - реально DSHOT-600 ready!

Вчера друзья получили кучку регуляторов RacerStar RS30A V2. Сегодня забрал эту кучку к себе на модификацию для поддержки цифрового протокола DSHOT-600, как сказано в документации.


Снял термоусадку и... модифицировать ничего не надо! Конденсатор удалять не пришлось - все уже сделано! Регуляторы RacerStar RS30A V2 - однозначный MUST HAVE! Рекомендую!

10 января 2017

WLToys V950 - тренировочный вертолет двухсотого класса

Давненько не было новых вертолетов. И тут неожиданно появился почти что клон Walkera Master CP, только с бесколлекторным двигателем - вертолет WLToys V950! Конечно же, я сразу захотел его в коллекцию:)
Краткие характеристики вертолета WLToys V950:
  • Диаметр основного ротора: 460мм.
  • Диаметр хвостового ротора: 112мм.
  • Длина: 450мм.
  • Высота: 170мм.
  • Вес без аккумулятора: 273г.
  • Взлетный вес: 393г.
  • Основной двигатель: бесколлекторный.
  • Хвостовой двигатель: коллекторный.
  • Аккумулятор: 3S 1500мА/ч 25С.
  • Протокол управления: KN-протокол.
  • Имеется 6G-режим.
Вертолет приехал в довольно большой коробке 53х28х15см. Доставка была через EMS курьером прямо к дому. Коробка почти не помялась. Внутри все было упаковано еще и в прозрачный пластик.


В комплекте с вертолетом WLToys V950 были инструкция, один аккумулятор на 1500мА/ч 25C, зарядное устройство, блок питания, передатчик, комплект основных лопастей, хвостовой винт, основная шестерня, набор хвостовых конических шестеренок, отвертка и шестигранный ключ.


Подробнее расскажу о составе комплекта, а потом разберусь с "основным блюдом":)

Передатчик ничем не отличается от того, что был в комплекте с первыми версиями WLToys V977 и WLToys V931.


Я надеялся, что хотя бы сделают разъем для подключения к симулятору, но увы... На его месте просто заглушка.


Передатчик питается от четырех элементов АА-размера. Включил его один раз, чтобы проверить работает или нет. Позже распотрошу на детали. Переменные резисторы от стиков вместе с проводами отлично подходят к передатчику DEVO-10:)

Зарядное устройство очень простое. Может заряжать двух- и трех-баночные аккумуляторы прямо через балансировочный разъем. Само собой, небольшими токами и долго.


Блок питания к зарядному устройству на 12В/2A. Разъем обычный, на 5.5мм. Приспособлю к какому-нибудь роутеру:)


Трехбаночный аккумулятор, который был в комплекте - это что-то! Его габариты 85x34x20мм. Вес 120 грамм.


Аккумулятор емкостью 1500мА/ч 25C. Силовой разъем - T-Plug. Разъем придется заменить на XT-60. И на модели тоже, иначе не найти запасных аккумуляторов:) Вообще, аккумулятор откровенно великоват. На модель такого размера подошел бы аккумулятор на 850-1000мА/ч, ну уж никак не на 1500мА/ч!

Теперь расскажу о самом вертолете WLToys V950. Со снятой канопой он выглядит так:


Мотор расположен по центру рамы. Впереди стоит блок приемника и стабилизации. Сервоприводы расположены как и у WLToys V977: впереди один, сзади два.Традиционно начну с хвоста.


Хвост сделан на коллекторном двигателе с конической передачей. Диаметр хвостового ротора 112мм. Пластиковый ротор сидит на алюминиевой втулке, а уже она надевается на вал диаметром 2мм. Так сделано, чтобы хвостовой ротор не мог провернуться на валу.


Диаметр хвостового вала откровенно маловат - будет часто гнуться. Не могу понять, зачем сделана понижающая коническая передача? В таком размере вертолета наоборот надо делать небольшой хвостовой ротор с высокими оборотами, так как с ротором большого диаметра будет невозможно летать при боковом ветре - парусность большая.


Немного разобрал хвостовой кейс. Внутри стоят фланцевые подшипники. Кстати, есть отверстия для крепления хвостового двигателя болтиками, но самих болтиков установлено не было. Мотор просто поджимается сзади пластиковой крышкой на защелках.


Хвостовой двигатель диаметром 15мм, длиной 32мм, довольно тяжелый. Хвост мне очень не понравился. Будут с ним большие проблемы. Да еще и бесколлекторный двигатель не поставить - нет подходящего регулятора:(


Хвостовая балка сделана из алюминиевой трубки диаметром 8мм. На ней установлен держатель подкосов.
Я разобрал эту конструкцию и под ней на балке обнаружил парочку отверстий. Именно за них и фиксируется держатель подкосов.


Хвостовая балка заходит в раму под задними сервоприводами. Снизу она зафиксирована болтиком.


С правого боку расположены правый и передний сервоприводы. Здесь же видно, что основная плата соединена с регулятором через JST-разъем. Так реализован подвод энергии для хвостового мотора. Силовой разъем соединен с регулятором очень тонкими проводами. Надо сразу же их заменить на такой же толщины, какие идут от аккумулятора.


С левого боку расположен левый сервопривод и собраны все провода. Тяги от сервоприводов до тарелки просто вставлены в отверстия качалок! Никаких шариков, все максимально упрощено.


Основной двигатель установлен по центру рамы. Никакой маркировки на нем не было. Разбирать его не хотелось, так что и размер статора неизвестен.


На блоке приемника и стабилизации установлены гироскопы MPU6050 на шине I2C. А модуль приема реализован на чипе Beken BK2423, совместимом с nRF24L01. Для управления вертолетом используется KN-протокол. Модель полностью совместима с пультами от WLToys V977 и WLToys V931, а так же с передатчиками DEVO, поддерживаемыми прошивкой Deviation, с установленным модулем nRF24L01, универсальным 3-в-1 или 4-в-1.


Шасси крепится к раме на четырех шурупчиках. Сами шасси гибкие и прочные, могут выдержать тяжелые аварии без проблем. Батарейный отсек рассчитан только под один размер аккумуляторов, что в таком классе вертолетов уже не очень удобно. Лучше бы сделали классическое крепление на липучке и ремешке.


Основная шестерня закреплена на валу винтиком с гайкой. Срежет этот винтик при первой же аварии. Я бы сразу заменил его на пластиковый - пусть срезает, зато остальное целым останется.


Сверху на основной шестерне есть насечки конической передачи, которая может быть использована для привода хвостового ротора через вал в хвостовой балке. Да и крепление балки в раме спроектировано как бы с учетом этого. Видимо для будущих моделей.


Когда снял регулятор и увидел на нем наклейку, то был просто в шоке! Большая тяжелая модель и... 15 ампер! Не, это перебор! Неудивительно, что силовые провода такие тонкие. Ни о каком активном пилотаже не может быть и речи. Хорошо, если получится тихонько полетать блинчиком:) На наклейке написано, что внутри стоит стабилизатор напряжения на 2 ампера - не верьте. Я снял термоусадку и под ней стоят два линейных стабилизатора 7805 по 500мА каждый.


Голова основного ротора установлена на полом стальном валу диаметром 4мм. Конструкция головы ничем не примечательная, все как обычно. Мне показались тонковатыми болтики фиксации лопастей диаметром 2мм. После тестового подлета в комнате, я заметил, что вертолет с замедлением реагирует на стики. Такое поведение может быть из-за слишком мягких демпферов. Решил подложить парочку шайб между резинками в голове и цапфами.


Голова очень сложно разбирается из-за винтиков под крестовую отвертку. Они к тому же еще и на локтайт посажены. С трудом раскрутил, чуть не сорвал шлицы. Межлопастный вал оказался диаметром 3мм и длиной 33мм. Очень надеялся, что хоть с головой основного ротора не будет проблем, но не тут-то было! В цапфах стоят обычные подшипники, как на маленьких вертолетах! Про упорные речи даже не идет. Цапфы и так туговато вращались на межлопастном валу, а с дополнительными шайбочками их просто заклинило. Видимо не судьба сделать вертолет хоть немного более отзывчивым в управлении:(

Со стоковым передатчиком можно разобраться, если почитать инструкцию от WLToys V977. Порядок каналов управления точно такой же как у WLToys V977:

1. Газ - в нормальном режиме. Шаг - в режиме 3D
2. Элероны
3. Элеватор
4. Руддер
5. Переключение расходов. +100 - двойные, -100 - нормальные
6. Включение холда. +100 - холд включен, -100 - выключен
7. Переключение полетных режимов. +100 - режим 3D, -100 - нормальный режим
8. Включение режима 6G. -100 - включен, +100 - выключен
9. Триммер шага
10. Триммер элерона
11. Триммер элеватора

Процедура сопряжения с передатчиком очень простая. Надо на приемнике зажать и подержать пару секунд кнопку на плате приемника. Начнет моргать красный индикатор. Потом включить пульт. В случае с передатчиком DEVO - нажать кнопку Bind в настройках модели. Кстати, вот моя конфигурация под передатчик DEVO-10 для WLToys V950.

Пока что на улице погода не летная - мороз и снег, решил попробовать вертолет в комнате.


Летит WLToys V950 странно. На управление реагирует непривычно медленно. Либо из-за мягких демпферов в голове, либо из-за слабых сервоприводов. А может быть и из-за всего вместе. Руддер приходится все время поддергивать влево - мощности хвоста не хватает. Стабилизация не очень. Видно, как в полете вертолет стало раскачивать. И это в 3D-режиме! Боюсь подумать, что будет в 6G - даже не пробовал.

Складывается такое ощущение, что просто взяли и увеличили WLToys V977. Сервоприводы какие-то миниатюрные, слабые для такого размера ротора. Тяги без шариков на качалках. Силовые провода очень тонкие. Аккумулятор огромный и со слабой токоотдачей. Регулятор откровенно слабый. Хвост тяжелый и малопроизводительный. Подшипники в цапфах просто смех. Не, такая модель нормально не полетит. Слишком много слабых мест. Замена силового разъема на XT-60 и более толстые силовые провода не исправили ситуацию.

В общем, от вертолета WLToys V950 я не в восторге. Модель очень начального уровня. По сути, просто повисеть. Ни о каком активном пилотаже речь вообще не идет! А еще нет возможности заменить коллекторный двигатель на хвосте на бесколлекторный - нет и, видимо, не будет подходящего быстрого регулятора для этого. Я надеялся с минимальными модификациями получить небольшого тренера двухсотого размера, а сейчас даже нет желания им заниматься. Лучше накоплю на Blade 130S:) Он-то хоть из коробки полетит нормально - в этом я уверен!

09 января 2017

Hiee HIVR101 - анонс бюджетных FPV-очков

Сегодня появился анонс супер-бюджетных FPV-очков Hiee HIVR101. Смущает цена в 187 долларов! Можно ли в них будет вообще летать?


Разрешение экранов 854х480 пикселей, угол обзора 30 градусов. Я почти на 100% уверен, что внутри стоят точно такие же модули, как во всех FPV-очках Skyzone. Так что, если кто-то уже пробовал смотреть в FPV-очки Skyzone и картинка устраивала, но смущала цена, то Hiee HIVR101 будут очень привлекательным решением.


Hiee HIVR101 имеют HDMI-вход, видео вход-выход, выход для наушников, встроенный хэд-трекер. Внутри установлен diversity-приемник. Есть поддержка стерео-режима. Можно регулировать межзрачковое расстояние в пределах 58-70мм. DVR нет. Поддерживается соотношение сторон 4:3 и 16:9. Передняя камера устанавливаются опционально. В комплекте есть набор корректирующих линз -2, -4, -6.

Новинка интересная, в первую очередь ценой. Кто уже пробовал летать в Скайзонах - расскажите в комментариях, как оно, летабельно? Стоит попробовать?