18 декабря 2018

Happymodel Mobula7 - мощный и легкий пауэрвуп

Тема мощных 2S-тинивупов зацепила. В дополнение к Beta65X взял попробовать квадрик Happymodel Mobula7. Он немного больше по габаритам, построен на раме с диагональю 75мм, но по весу даже немного меньше. Должен летать особенно зачетно!


Краткие характеристики Happymodel Mobula7:
  • База: 75мм
  • Вес: 28.8г (без аккумулятора)
  • Взлетный вес: 42.1г
  • Моторы: Happymodel SE0802 на 16000kV
  • Пропеллеры: 40мм под вал 1.0мм
  • Полетный контроллер: RacerStar CrazyBee F3 Pro
  • Камера: 700TVL, NTSC
  • Передатчик: 25мВт, 40 каналов, поддержка SmartAudio
  • Интегрированный приемник: FrSky D8 на SPI-шине
  • Аккумуляторы: LiHV 250мАч с PH2.0-разъемом, вес 6.65г
На коробке сбоку указан тип приемника и вариант комплектации квадрика. Брал основную версию. От стандартной отличается отсутствием шестипортового зарядного устройства, коих у меня и так уже парочка валяется без надобности.


Внутри коробки есть вставка из жесткого упаковочного материала с вырезами, в которых находится квадрик и все остальные детали. В комплекте с Happymodel Mobula7 идут 4 аккумулятора на 250мА/ч, хомут для фиксации аккумуляторов в раме, простенький USB-зарядник, комплект запасных пропеллеров, съемник для пропеллеров, краткая инструкция, отвертка и четыре запасных болтика.


USB-зарядник из комплекта крайне несерьезный, даже не знаю будет ли он нормально работать, нет желания экспериментировать с аккумуляторами.


Сбоку у него есть кнопка переключения типа аккумулятора LiPo/LiHV. С торца два разъема: PH1.25 и PH2.0. Если нет другого нормального зарядника для однобаночных аккумуляторов, то крайне рекомендую его приобрести.

Аккумуляторы точно такие же, что были в поставке с URUAV UR65, только наклейки другие.


Думал, что такие аккумуляторы будут слабоваты, но оказались очень даже в самый раз для полетов в помещении, а для улицы лучше использовать аккумуляторы на 300мА/ч.

Квадрик Happymodel Mobula7 имеет несколько странную конструкцию - канопа стоит на довольно высоких стойках относительно рамы.


Моторы Happymodel SE0802 на 16000kV с валом 1.0мм имеют конструкцию с двумя стопорными шайбами и латунными втулками вместо подшипников. Наверное, теперь это стандарт для бесколлекторных моторов такого размера.


Как показала практика, ресурса втулок хватает на весь срок жизни моторов:) Магниты довольно тонкие, что обещает отличную динамику при разгоне мотора. Вес одного мотора 1.9г, диаметр ротора 10.5мм.


Полупрозрачные пропеллеры диаметром 40мм под вал диаметром 1.0мм - почти точная копия пропеллеров LDARC/Kingkong. Вес каждого 0.8г.

Аккумуляторы устанавливаются в раму очень оригинальным способом - через хомут, напечатанный на 3D-принтере из гибкого пластика, который стягивает два аккумулятора. Такой вариант позволяет использовать как емкие 1S, так и пару стоковых аккумуляторов. Вес хомута 0.9г. Модель для печати есть на официальном сайте.


Как обычно, распотрошу квадрик, чтобы осмотреть все комплектующие. По информации других владельцев Happymodel Mobula7, рама квадрика довольно хрупкая, ломается от любого чиха. Многие меняют ее на раму Beta75Pro. Вес стоковой рамы 4.7г, а Beta75Pro весит 5.25г.


Недавно появилась информация, что производитель выпустил вторую версию рамы, более прочную, но и более легкую. Весит рама 4.2 грамма.


Канопа квадрика, как и у URUAV UR65, позволяет изменять угол установки камеры. Сделана из полупрозрачного материала, выглядит прикольно, но как-то аляповато. Да и вес у нее не маленький, аж 2.35г с болтиками.


Канопа состоит из трех частей: основы, держателя камеры и фиксирующей планки. К раме крепится в трех точках: по бокам и сзади.

Осталась электроника. Все потроха в сборе весят 9.4г. Полетный контроллер RacerStar CrazyBee F3 Pro по функционалу повторяет своего предка RacerStar CrazyBee F3, только еще может работать от двух банок и для управления регуляторами моторов можно использовать протокол DShot600. В остальном все тоже самое: F3-процессор, MPU6000-гироскопы, BetaFlightOSD на низковольтной AT7456E, есть выводы одного UART-порта, используемого под управление передатчиком через SmartAudio, есть выводы под пищалку и управляемые светодиоды. К полетному контроллеру подпаян силовой провод толщиной 26AWG, на конце стоят два PH2.0-разъема, соединенные последовательно.


Приятным сюрпризом оказалась установленная пищалка, никак не ожидал увидеть ее на тинивупе. С этой стороны полетного контроллера стоит кнопка Bind. По факту, она находится под камерой, можно подобраться зубочисткой, не снимая канопы, но этого не потребуется, забиндить можно и командой из консоли конфигуратора BetaFlight.

Каналы передатчика камеры переключаются как кнопкой, так и через SmartAudio, используя OSD. Мощность передатчика 25мВт и она не меняется. Антенна передатчика - просто кусок кабеля RG178.


Камера на 700TVL - типичная для тинивупов, с матрицей 1/4 дюйма, работающая только в NTSC-режиме. Не стоит ожидать от нее хорошей картинки. Видно куда лететь - и то хорошо.

Полетный контроллер RacerStar CrazyBee F3 Pro поддерживает питание как от одной, так и от двух банок. Хотите отжигать - ставьте два аккумулятора по 250-300мА/ч, а для неспешных полетов дома вполне хватит и одного аккумулятора на 450мА/ч. Чтобы завести квадрик от одной банки, надо замкнуть перемычкой один из PH2.0-разъемов. Для этого отлично подходит джампер от старой материнской платы.


Квадрик Happymodel Mobula7 поставляется только с базовыми настройками, которые можно найти на официальном сайте. Часть рекомендаций по настройке есть в прилагаемой документации.

Сначала разбираюсь с настройками блока регуляторов через BLHeliSuite и проверяю направление вращения моторов. В настройках полетного контроллера буду использовать реверс моторов, поэтому и в настройках регуляторов пришлось на всех моторах включить обратное вращение, ибо изначально все моторы вращались в правильную сторону.


Прошивка в регуляторах стоит последней версии, ничего обновлять не надо.

Как обычно, прошиваю девелоперской сборкой BetaFlight. Можно попробовать все интересные функции еще до выхода релиза:)


На единственном доступном UART3 включаю управление видео-передатчиком через TBS SmartAudio.


В основных настройках включил реверс моторов, уменьшил минимальные обороты при арминге до 4%, оставил частоту работы гироскопов 8/2кГц, как и рекомендовано в документации, выбрал D8-режим работы интегрированного приемника, отключил телеметрию, включил на постоянную режим AIRMODE.


На вкладке параметров питания задаю минимальное и максимальное напряжение на банку. Делитель для датчика тока надо выставить на 1175.


Настройки PID скопировал с Beta65X, но пришлось немного уменьшить D-составляющую. Сделал три профиля с расходами для полетов в различных условиях: на 50, 75 и 100 процентов.


В фильтрах, как обычно для такого размера квадриков, оставил только LPF-фильтр на частоте 90Гц и D-Term-фильтр на частоте в 100Гц.


Чтобы забиндить приемник с пультом, надо перейти в консоль и ввести команду "bind_rx_spi".


Полетный контроллер переведет приемник в режим сопряжения с пультом. В пульте надо выставить режим D8 и включить биндинг.


Через несколько секунд можно перезагрузить полетный контроллер и проверить работу стиков на вкладке приемника. Фильтры приемника оставил по умолчанию.


В режимах задал тумблеры для арминга, включения пищалки, отключения OSD и перехода в режим "анти-черепаха".


Один канал оставил для смены профиля расходов.


В настройках OSD задал уже привычное расположение элементов. Тут надо не забыть включить NTSC-режим, ибо камера квадрика только в нем и работает.


На этом настройка закончена. Итоговый файл можно скачать здесь.

Первые полеты выполнял в квартире. Летаю только в акро-режиме, по другому не получается. Сначала на 1S-аккумуляторе Infinity на 450мА/ч - квадрик летит на 50-55% газа. Летал, как обычно, до отсечки. Это было ошибкой, ибо квадрик очень аккуратно расходует энергию и если на обычном тинивупе под конец полета напряжение на аккумуляторе 2.9В по показаниям OSD - норма, то на этом квадрике - это именно 2.9В. Время полета впечатлило - почти 6 минут!


Судя по показаниям датчика тока, аккумулятор выжрало в ноль! Квадрик упал, а через несколько секунд отключился и передатчик - пропало изображение в очках. При этом квадрик не был вялым или трудноуправляемым в последние несколько секунд, просто уровень газа поднялся до 60-65%. Отличный результат!

На двух банках летать в квартире страшновато. Не потому, что Happymodel Mobula7 великоват для помещений, просто на 2S квадрик висит уже на 25% газа и держать высоту первое время довольно сложно. Газом приходится работать микроскопическими движениями стика, иначе либо улетишь в потолок, либо будешь цеплять пол:) Очень маленький диапазон хода стика получается. Зато маневренность выше всяких похвал. Четко, предсказуемо, вытягивает любые сложные ситуации, мгновенно останавливается и так же мгновенно разгоняется.


Кстати, на двух банках датчик тока выдает не совсем правильные значения. Расход аккумулятора получается несколько больше, чем он есть на самом деле. Время полета на стоковых аккумуляторах по квартире получается чуть более 5 минут. К концу аккумулятора уровень газа получается где-то 30%. Еще один прекрасный результат! Складывается мнение, что связка 0802-моторов и 40мм-пропеллеров очень эффективная.

Совсем забыл попробовать на улице связку из двух аккумуляторов на 450мА/ч, испытал только дома. Взлетный вес квадрика стал 54.25г. Квадрик легко вытянул такой вес, зависал на 30% газа. Управление по газу стало более мягким, привычным. В динамике квадрик не потерял, по дому все так же было комфортно летать.


Время полета до отсечки получилось 6.25 минут! Но на банках осталось по 2.9В - не стоит так разряжать.

На улице результат по времени полета будет скромнее, но и скорости там совсем другие:) Погода хоть и была без осадков, зато ветер был знатный и температура около нуля. Против ветра квадрик вытягивал без проблем, но снижаться было проблематично.


Зато, если встать против ветра, можно крутить квадрик как угодно! Жаль, что раму сломал, достаточно было несильного удара в стену:(


Подведу итоги. Квадрик Happymodel Mobula7 обладает прекрасными летными характеристиками. Дуэт 0802-моторов и пропеллеров на 40мм оказался очень удачным во всех отношениях. Возможность использовать как 1S, так и 2S аккумуляторов любого размера просто потрясающая. Квадрик легко борется с довольно сильным ветром. Но есть вещи, которые не радуют. Во первых, слабая рама, вот прямо очень слабая. Хорошо, что у меня была запасная и еще Beta75Pro, было куда перекинуть потроха. Во вторых, силовые провода, на мой взгляд, тонковаты - буду менять на 24AWG. Довольно тяжелая канопа - тоже в минус. Посредственная камера не прибавляет привлекательности. В полумраке помещения у нее уходит резкость и приходится лететь по памяти. Ось крепления камеры быстро разболталась, пришлось капнуть на поверхность вокруг болтиков немного "китайских соплей". Когда летал на улице, от ударов отлипла пищалка и болталась внутри канопы на проводах.

Заменил раму на вторую версию, квадрик стал весить 28.5 грамм. Да и выглядит поинтереснее:)


Полетал еще немного и заменил камеру на Caddx Firefly, обзор которой уже делал - квадрик похудел еще немного, до 27.6 грамма. А тут и Beta75 Pro 2 приехал - буду сравнивать двух конкурентов.


Многие проблемы Happymodel Mobula7 устранены у потомка Eachine Trashcan: более прочная рама, 0803-моторы, полетный контроллер на F411-процессоре, камера Caddx EOS2, стоковые аккумуляторы на 300мА/ч, передатчик с переключаемой мощностью на 25/200мВт. Все это сделало Eachine Trashcan самым ожидаемым 2S-пауервупом уходящего года. В любом случае, он попадет ко мне в руки на обзор!

3 комментария :

  1. Да, безусловно классный маленький квадратик. За свои деньги у него довольно богатый функционал. Спасибо за обзор, ждал его. Да , есть минусы, но на них можно закрыть глаза и получить маленького монстрика, на котором можно погонять по дому/парковке и по парку. На батарейке на 550 махов спокойно летается дома. В новых поставках в комплекте идет заглушка поп одно банку, я просто сделал из ph 2.0. В запасы заказал 1 канопу и 2 рамы от беты. В планах смоделить крепление под 2 банки по 550 махов и отдельно сделать крепление под голую firefly micro cam. И жду, пока приедет eachine trashcan, успел урвать со скидоном на старте продаж) Фактически можно будет назвать мобула 2.0, т.к. практичспра то же самое, только на ступень лучше. И диодная панелька на хвосте с эмблемкой мусорного бака) И чехольчик в комплекте))) Очень жду от вас обзор на Eachine Trashcan!

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте! Спасибо, хороший обзор!
    А для чего сделали реверс моторов?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Просто по привычке, от больших квадриков осталась. Там реверс моторов позволяет продираться сквозь кусты, а тут он без надобности.

      Удалить