31 августа 2013

WLToys V933/HiSky FBL80 - подготовка к бесколлекторному апгрейду

Вертолет WLToys V933 еще не доехал до меня, а я уже начал готовиться к его бесколлекторному апгрейду. Еще со времен Solo Pro, у меня лежал без дела бесколлекторный мотор UF8CO3, купленный пару лет назад на HK. По габаритам это аналог OverSky HP03. Диаметр 13мм., толщина кольца с магнитами - 3.5мм. На роторе установлено 12 магнитов, в отличие от шести на HP03. Статор обычный, с девятью полюсами, на которых было намотано по 11 витков провода диаметром 0.2мм. Обмотки были соединены звездой. Диаметр вала 1мм. В общем, было принято решение перемотать двигатель.

Для начала снял статор с основания. Это было довольно легко. Я прогрел мотор паяльным феном на 250 градусов 10 минут, чтобы клей, соединяющий статор с основанием, разрушился. А затем без усилий просто разъединил две детали.

Провод для обмотки взял с моторчика от старой детской игрушки. Если у вас есть дети, то не выкидывайте старые игрушки целиком, разбирайте их и нужное оставляйте - пригодится. Я искал провод диаметром 0.25мм, и мне просто повезло его найти.

Затем, по давно известной схеме, было намотано по 11 витков на зуб. Это было непросто! Я решил соединить обмотки треугольником, чтобы иметь больше оборотов, а мощности, я думаю, хватит.

Для испытаний мотор был подключен к регулятору XP-12A, пока еще установленному на Solo Pro 180 3G. На вал был надет хвостовой ротор от Solo Pro. Первый запуск поверг в шок, со стола просто сдуло весь мелкий мусор! На максимальных оборотах мотор визжал так, что я думал его разорвет!

Вооружившись тахометром, решил измерить количество оборотов мотора. С хвостовым ротором от Solo Pro мотор выдал 54900 оборотов в минуту! Напряжение на аккумуляторе было 4.16 вольта. При несложном расчете получается:

54900/4.16=13200kV

Я думаю, этого будет более чем достаточно для замены родного двигателя WLToys V933. Если не хватит мощности, в чем я сомневаюсь, то перемотаю на меньшее количество витков на зуб проводом потолще или в две жилы проводом 0.2 сделаю по 7 витков на зуб - должно уместиться. При таком раскладе мотор будет просто убойным.

Допустим мотор есть, нужен регулятор. В качестве оного будет выступать
2.4Ghz SuperMicro Systems - Brushless ESC - 3.5A, но с небольшой переделкой. Я заменю силовые транзисторы на другие и сделаю их по два, стопочкой, один над другим. Тем самым мощность регулятора можно значительно поднять. Я так уже делал с регулятором XP-3A - все отлично работало.

В качестве ключей для замены было решено использовать IRLML6244TRPBF и SI2333DS-T1-E3. Поиски в стране проживания показали, что найти такие ключи можно, но стоить они будут запредельно дорого. Поэтому, как обычно, я устремил свой взор в сторону Страны Восходящего Солнца. Поиски привели меня на aliexpress.com и, как оказалось, не зря.

Вот IRLML6244TRPBF, а вот и SI2333DS-T1-E3, все у одного продавца, что очень кстати. Обратите внимание на стоимость доставки, она довольно высокая за лот. А за два лота и совсем запредельная, по китайским меркам. Я пообщался с продавцом и спросил, можно ли два лота упаковать в одну посылку, чтобы сэкономить на стоимости доставки. Продавец тут же согласился на такое предложение. После того, как я сделал заказ, но еще не оплатил, продавец со своей стороны уменьшил общую стоимость заказа. В итоге, за 60 необходимых транзисторов я заплатил $21.82 с доставкой. Зачем их так много? Ну, во первых они иногда горят, прямо реально горят ярким пламенем - наблюдал такое несколько раз. Во вторых, на один регулятор уйдет шесть одних и шесть других транзисторов, а если я еще и хвост захочу на бесколлекторный мотор перевести? Это еще по шесть штук уйдет. Да и не последняя это модель у меня, будут и еще. Так что покупка вполне себя оправдает.

Хорошо, остается решить, какой ставить пиньен на мотор. На фотографии основной шестерни WLToys V933, найденной в интернете, удалось насчитать 64 зуба. А зная диаметр основного вала 2.5мм., было несложно вычислить по пикселям диаметр делительной окружности основной шестерни. Получилось 32мм. Отсюда получается, что модуль шестерни 0.5.

Теперь нужно определиться с передаточным отношением. Опираясь на опыт установки бесколлекторного мотора на Blade Nano CPX, можно прикинуть, что подойдет и для WLToys V933. У Nano CPX основная шестерня содержит 70 зубъев, а на мотор устанавливают пиньон на 7 зубъев. Передаточное отношение 1:10. У WLToys V933 основная шестерня содержит 64 зуба, так что наиболее близкий пиньен получается на 6 зубъев. Но, учитывая, что количество магнитов у меня больше, и крутящий момент будет больше, можно попробовать поставить пиньен на 7 зубъев. С ним передаточное отношение будет 1:9.14. То есть мне нужно искать пиньен на 7 зубъев, с модулем 0.5 и с отверстием под вал 1мм. Вряд ли я смогу найти такой. С отверстием на 1.5мм. - пожалуйста. Так что двигателю грозит замена вала - это не сложно. Можно использовать хвостовик от сверла на 1.5мм., предварительно закалив его. Зная kV мотора и передаточное отношение, можно примерно прикинуть, сколько оборотов будет на основном роторе:

(13200*3.7/9.14)*0.81=4300

Коэффициент 0.81 используется в программе BLHeli Setup для расчета оборотов основного ротора при использовании гувернера. Нагрузку же тоже нужно учитывать. Получилось не так уж и много. Но я уверен, это все равно больше, чем со стоковым мотором. И это будут стабильные обороты. Если позволит мотор, то попробую поставить пиньен побольше. Например на 8 зубъев. С ним можно получить примерно столько оборотов:

(13200*3.7/8)*0.81=4945

Вполне неплохо. Думаю этого будет достаточно. Ладно, эксперименты с нагрузкой покажут, какой пиньен будет лучше.

Остается сделать хвост более мощным. Пока не планирую делать полный бесколлекторный апгрейд, так что хвост будет на некоторое время коллекторным. В связи с этим приобрел еще хвостовой кейс для мотора на 7мм., и собственно сам мотор.

Пока что остается просто ждать, когда до меня доедет WLToys V933 из Поднебесной. Могу обещать полный обзор и, как обычно, кучу интересных модификаций.

30 августа 2013

SIME 2013

С 23 по 25 августа в Шанхае прошла международная модельная выставка SIME. Листая фотоотчеты с нее, я пытался найти новинки микровертолетов. К сожалению, известные производители Horizon Hobby, Walkera и Nine Eagles ничего нового не представили. Отличился только HiSky, представив модели FBL91 и FBL71 с протоколом управления FlySky.

 


Видимо не за горами и FBL81/FBL101 с аналогичным протоколом. На фотографии виден новый дизайн канопы для FBL70/FBL80, на мой взгляд более привычный.



Для любителей были представлены копийные корпуса для FBL90 и FBL70.


Маловато новинок для такой крупной выставки.

25 августа 2013

EFLY HOBBY mDPX280

На просторах интернета обнаружилась одна необычная модель вертолета - EFLY HOBBY mDPX280. По конструкции вертолет похож на Blade mCPX и WLToys V922 и ничем бы не был примечателен, если бы не одна интересная деталь - питание от 2S аккумуляторов. В остальном все видно на фотографиях.


Цена в 499 юаней или $81.50. Установлены линейные сервоприводы. Судя по большому обилию конденсаторов, фильтрующих высокочастотные помехи, возможно установлен коллекторный двигатель. На хвосте стоит так же коллекторный двигатель. Протокол управления - неизвестен. Вот видео, как оно летает:


Интересно летает, но без доступа к запчастям вряд ли кто решится такой приобрести.