27 января 2017

HUBOSD - прошивка без программатора

Недавно нашел интересный материал о том, как прошить любую плату HUBOSD без программатора. А сегодня попробовал на практике на плате RealAcc HUBOSD ECO X.


Оно работает! Делал все по инструкции. Подпаял три проводка от свободного UART-разъема к плате RealAcc HUBOSD ECO X. У меня был свободен UART2 на плате SP Racing F3 6DOF. Соединил UART-RX - HUBOSD-TX, UART-TX - HUBOSD-RX и общий. Общий можно было и не подпаивать, платы и так соединены.
Затем снял пропеллеры, подключил полетный контроллер к компьютеру, подключил аккумулятор, запустил конфигуратор BetaFlight. На вкладке CLI в командной строке ввел:

serialpassthrough 1 115200

Первая цифра - номер UART-порта. Счет идет от нуля, поэтому для UART2 ставлю цифру один. Вторая цифра - скорость порта. Можно такую и оставить. Выключил конфигуратор. Не отключая аккумулятора и USB-разъем, запустил программу прошивки STOSD8 Tool, скачал самую свежую на сегодня прошивку версии 3.3 и без проблем залил ее в плату RealAcc HUBOSD ECO X по инструкции с сайта stosd.com. Все!

26 января 2017

Полезная мелочь - крепление гоночного квадрика к рюкзаку

Совсем недавно озаботился проблемой крепления гоночного квадрика снаружи к рюкзаку. Вроде бы и мелочь, но возиться с пришиванием ремешков не очень-то хотелось. Так и забросил. А сегодня увидел вот такую интересную штуку:


Вроде и сложного ничего нет: две пластинки, четыре болтика и ремешок! Выглядит отлично, устанавливается легко и непринужденно:) И где оно раньше было, когда требовалось...

BetaFlight 3.1.0

Вышел релиз прошивки BetaFlight-3.1.0 для полетных контроллеров гоночных квадриков. Релиз очень большой и значительный.


Приведу список изменений:
  • Добавлена поддержка F7-процессоров (ANYFCF7 - первый поддерживаемый кандидат...)
  • Динамическое распределение входов/выходов
  • Поддержка DSHOT для процессоров F3 и F4. Поддерживаются DSHOT150, DSHOT300, DSHOT600 и DSHOT1200 (читайте wiki о поддерживаемом оборудовании)
  • Полная поддержка операций с плавающей точкой на всех этапах полета
  • Много новых динамических настроек (фильтры, setpoint weights, прочее)
  • Поддержка телеметрии для регуляторов KISS (только для DSHOT)
  • Много оптимизаций кода (возможна более быстрая работа PID-регулятора на процессорах F3 и F4)
  • Поддерживается телеметрия регуляторов KISS (только с DSHOT)
  • Добавлено определение температуры и оборотов для регуляторов KISS
  • Добавлена поддержка serial passthrough (программирование регуляторов через полетный контроллер) для регуляторов KISS24 и CASTLE
  • Поддержка множества новых полетных контроллеров
  • Добавлена поддержка CMS для внешних OLED-экранов
  • Добавлена поддержка CSRF для TBS-приемников и связанной телеметрии
  • Добавлены дополнительные параметры OSD, такие как PID и данные по питанию
  • Добавлена поддержка SmartAudio для передатчиков TBS Unify
  • Добавлена поддержка MSP через  Smartport
  • Автоматический выбор видео-формата для OSD
  • Множественные улучшения конфигуратора
  • Ускорение сборки прошивки. В этом есть необходимость, так как требуется сборка для многих полетных контроллеров
  • Исправлено определение огромных фреймов на полетных контроллерах, работающих через VCP-драйвер. Поэтому логи BlackBox будут загружаться немного быстрее
  • Новый параметр "anti_gravity_threshold" добавляет стабильности при резких перегрузках во время полета. Он применяется при быстрых скачках газа, когда квадрик находится в точке перехода от падения к подъему. В этих случаях параметр ITerm может вызвать нежелательные эффекты, такие как тряска или рысканье по руддеру. Это возникает из-за частых изменений от первоначального положения (due to strong changes in accumulation polarities).
  • Защита от слишком частых изменений оборотов двигателей (для примера, если выбран протокол OENSHO125, тогда максимальная возможная скорость работы PID-регулятора и частота изменения скорости моторов будет 2кГц)
  • Добавлена экспериментальная поддержка частоты работы гироскопов на 32кГц для тех гироскопов, которые это могут. Как правило, полетные контролеры на F4-процессоре хорошо работают при частоте гироскопов 32кГц и частоте PID-регулятора 16кГц. 32/32  - многовато для F4-процессора. Пока что F7-процессор единственный, способный работать безотказно на частотах 32/32, даже со включенным акселерометром. Для включения поддержки частоты 32кГц используйте команду gyro_use_32khz = ON. (Конфигуратор не будет корректно отображать скорость работы, пока не будет ближайшего обновления, но вы можете видеть реальное время работы цикла в строке статуса). Заметка - только полетные контроллеры с гироскопами MPU6500, MPU9250 и ICM-серий (типа ICM20689) поддерживают частоту работы 32кГц.
  • Улучшения в работе BlackBox (требует обновления BlackBox Explorer до версии 2.5.8 или выше)
  • Добавлено два новых параметра: level_angle_limit и level_stick_sensitivity. Параметры задаются в градусах. level_angle_limit - максимально допустимый угол наклона. level_stick_sensitivity - максимальное отклонение квадрика при максимальном отклонении стика.
  • Добавлена поддержка IRC для передатчиков Tramp (можно изменять канал, диапазон, мощность и pit-mode прямо с пульта)
  • И многое другое...
Необходимо обновить конфигуратор BetaFlight до версии 1.9.0 и BlackBox Explorer до версии 2.5.9.

24 января 2017

Matek HUBOSD8-SE - плата распределения питания с OSD и поддержкой 6S

Появилась в продаже новая плата распределения питания Matek HUBOSD8-SE. Основное отличие от других плат этого же производителя - заявленная поддержка 6S-аккумуляторов.


Да уж, начало года многообещающее:) Так и придется переходить на 6S-аккумуляторы на гоночных квадриках.

У новой платы интересно реализованы выводы под разъем питания. Его можно ставить как вертикально, так и горизонтально. Мощность датчика тока поднята до 184А. Еще бы найти аккумуляторы с такой токоотдачей:) Отдельными площадками сделан вход RSSI и выход показаний датчика тока. Между силовыми входами стоит мощный диод - защита от переполюсовки.

Вместо линейного BEC на 12 вольт теперь стоит импульсный BEC на 10 вольт. Пока еще сложно сказать, хорошо это или плохо. С линейным BEC не было проблем с видео, но сам BEC жутко грелся. Импульсный греться не будет, но что будет с видео - надо проверять.

Производитель обещал в следующих сериях платы HUBOSD поставить микросхему MAX4756 с питанием от 3.3В, но, судя по отсутствию стабилизатора на 3.3В на плате, этого не сделал. Микросхема все так же питается от 5В, а значит велика вероятность пропадания видео в полете при сбросе нагрузки. Но это небольшая проблема, когда уже знаешь, как с этим бороться:)

Оказывается, весь модельный ряд HUBOSD можно программировать прямо через полетный контроллер! Смотрим картинку:
Для этого надо подпаять к свободному UART-порту пару проводков: UART-RX - HUBOSD-TX и UART-TX - HUBOSD-RX. Затем снять пропеллеры, подключить аккумулятор, запустить конфигуратор и ввести команду:

serialpassthrough 0 115200

Где первая цифра - номер UART-порта, отсчет идет с нуля. Например для UART2 будет 1. Вторая цифра - скорость работы порта. Затем отключиться от конфигуратора, запустить программу STOSD Tool и прошить плату как обычно.

И это еще не все. Оказывается, можно заставить работать платы HUBOSD с BetaFlight OSD! Просто смотрим:


Видно, что от платы идут четыре проводка, но куда - не видно. Вроде как это новый полетный контроллер от Matek на F405. Можно ли так же сделать с другими полетными контроллерами - буду искать... Платы HUBOSD становятся все интереснее:)

Плата Matek HUBOSD8-SE с большой долей вероятности пройдет через мои руки, так что будет возможность рассмотреть ее поближе.

22 января 2017

Eachine FatBee FB90 - комнатный FPV-шмель

Давненько хотел попробовать полетать по дому по FPV, даже пытался переделать один из маленьких квадриков. Попытавшись понял, что не хватает мощности квадрику таскать на себе еще и камеру. Не очень квадрик летит на одно-баночном аккумуляторе. Решил попробовать двух-баночный вариант. Взял квадрик Eachine FatBee FB90.


Внешне очень прикольный:) Квадрик может комплектоваться приемником с протоколом DSM2, FlySky или FrSky. Краткие характеристики квадрика Eachine FatBee FB90:
  • База: 90мм
  • Размеры: 118x118x70мм
  • Вес без аккумулятора: 42 грамма
  • Вес с аккумулятором: 63 грамма
  • Полетный контроллер: SP RACING F3_EVO_Brush
  • Моторы: 8520
  • Размер пропеллеров: 40мм
  • Камера: 520TVL CMOS 1/4 дюйма
  • Видео-выход: PAL / NTSC
  • Видео-передатчик: 5.8 грамм, 25мВт 48 каналов
  • Аккумулятор: 400мА/ч 2S 25C
Приехала совсем небольшая коробочка. Как обычно, слегка помятая. Сбоку стоит отметка о типе приемника. Как видно на коробке, я выбрал модель с протоколом FrSky, позже расскажу почему.


В комплекте с квадриком шли два аккумулятора на 400мА/ч, два запасных мотора, инструкция (кто ее читает...), запасные зеленые пропеллеры, две липучки для аккумуляторов и одна ответная часть для квадрика, простенькое зарядное устройство, крышечка на объектив и металлический ключ для снятия пропеллеров.


Спереди расположена камера на 520TVL. Картинка с нее, прямо скажем, не как с HS1177:) Стоит линза градусов на 150 без искажения картинки. То есть, если смотреть на шкаф, то он будет прямоугольным, без бочки. Из-за этого есть огромные искажения перспективы. В центре объекты сильно отдаляются, а по бокам - приближаются. Не представляю, как в таком режиме летать.


Вестибулярка с трудом переварит такие издевательства:) Будет очень сложно в полете просчитывать расстояние до объектов. Вроде летишь в проем двери, он довольно далеко и тут вдруг как прыгнет на камеру! Разрешение камеры оставляет желать лучшего. Оно и неудивительно при сенсоре в четверть дюйма.



Конструкция квадрика Eachine FatBee FB90 предельно проста. Это карбоновая пластина толщиной 1.5мм снизу, пластиковая канопа сверху, пластиковые держатели моторов с защитой и начинка.


Аккумулятор будет устанавливаться снизу на липучку. Крепления моторов прикручены к раме на пару винтиков. Провода от моторов зафиксированы резиновыми колечками. Моторы размером 8.5x20мм.


Под капотом обнаружился полетный контроллер и блок камеры с передатчиком. По бокам кронштейна крепления камеры приклеены два цветных светодиода.


Полетный контроллер построен на процессоре STM32F303 с гироскопами MPU6500 на шине SPI. В зависимости от модели, интегрирован приемник DSM2/FlySky/FrSky. Как говорил выше, я выбрал модель с приемником FrSky, так как он единственный подключен к полетному контроллеру по цифровой S.BUS-шине. Остальные приемники используют аналоговый PPM-сигнал, что уже можно считать анахронизмом.


Полетный контроллер поддерживает прошивки CleanFlight и BetaFlight. Я буду ставить BetaFlight, о чем и расскажу ниже. Не нашел на полетном контроллере выхода для пищалки, а без нее очень не просто летать на улице. Если летать по FPV и квадрик упадет в траву, то его будет не найти - проверено! Одного раза хватило упасть, чтобы полчаса бродить по полю c сухой травой в поисках:) Да и дома разок упал так, что не сразу смог найти квадрик.


На блоке камеры с передатчиком расположены две кнопки. Первая, которая ближе к объективу, служит для переключения режима работы камеры: PAL или NTSC. Вторая служит для выбора диапазона и канала передачи видео. Если нажать и подержать кнопку пару секунд, то переключается диапазон. Если просто нажимать кнопку, то переключается частота.


Аккумулятор у модели не очень обычный. Он хоть и двух-баночный, но не имеет балансировочного разъема! Да уж, заряжать такой будет крайне неудобно!

Ну вот и все, закончил с деталями. Теперь прошивка и настройка. Как говорил выше, буду устанавливать BetaFlight. Для этого со страницы загрузки скачиваю последнюю доступную версию betaflight_3.1.0_SPRACINGF3EVO.hex. Можно этого и не делать, а выбрать стабильную версию прошивки прямо из конфигуратора BetaFlight, но мне интересно попробовать самую свежую. Если не установлен конфигуратор BetaFlight, то самое время установить.

Изначально в полетном контроллере установлена прошивка CleanFlight, но BetaFlight мне как-то ближе и я его немного знаю. Но перед прошивкой я все же выдернул из полетного контроллера конфигурацию CleanFlight - пригодится! Скачать ее можно здесь. В ней подсмотрел, что приемник висит на UART2. Заодно выдернул стоковые PID-ы.


С прошивкой никаких проблем не возникло. Обратил внимание, что при подключении по USB подается питание на весь квадрик. То есть, работают и камера с передатчиком и все это довольно сильно греется! Даже моторы заводятся, так что будьте внимательны!

С процессом сопряжения приемника с передатчиком не было никаких проблем. Замкнул пинцетом контакты Bind в правом верхнем углу полетного контроллера, подключил USB-разъем, тем самым обеспечив питанием весь квадрик.


На полетном контроллере загорелся зеленый индикатор. Затем в передатчике указал протокол FrSky и нажал Bind. Через пару секунд зеленый индикатор на полетном контроллере погас. Обесточил квадрик и снова подал питание - зеленый индикатор пару раз моргнул и загорелся ровно. Все, квадрик стал откликаться на действия с пульта.

После небольшой настройки попробовал взлететь. Ох, тяжело же квадрик взлетает! Да еще обнаружилась пара неприятных моментов. Пропеллеры задевали за защиту при максимальном газе. А потом вообще стали попеременно отстреливаться с валов в потолок! И ладно бы с одного какого-нибудь мотора. Нет, отстреливало с любого! Ну красота!

Посмотрел-посмотрел на это дело и откусил защиту кусачками. Оставил только усики. А затем и пропеллеры заменил на трехлопастные диаметром 57мм. Вот с ними-то квадрик и полетел! Причем, отлично полетел!


Только спереди пропеллеры немного задевали за канопу. Поэтому паяльным феном немного нагрел канопу сверху и сплющил. Все, больше пропеллеры не задевают.


Стоковые аккумуляторы откровенно тяжеловаты для этого квадрика. Заменил их на аккумуляторы от вертолета XK K120 на 300мА/ч 25С. Крепление аккумуляторов на липучку очень неудобное, убрал его. Приклеил к раме толстый двухсторонний скотч и пропустил через раму резинку. Резинка выдернута из изношенной шины от самолета АН-2 , так что вполне может считаться авиационной:) Без такой квадрик не взлетит, даже не стоит и пробовать:) Получилась идеальная легкая фиксация аккумулятора. Силовой разъем так же заменил на балансировочный для двух-баночных аккумуляторов. После модификаций взлетный вес получился 56 грамм, что на 7 грамм меньше стокового, а сухой вес вышел 38.8. Отличный результат!


Не успел сделать и десятка полетов, как сломал один из лучей. Вроде и упал не сильно, но на жесткую поверхность. Слабая рама. У меня еще с самого начала была мысль усилить лучи карбоновыми палочками. А вообще, в таком размере пластиковая рама - наилучший выбор. Карбон тонкий и расслаивается. Имеет смысл перекинуть всю начинку на раму KingKong Q100.


После ремонта попробовал летать в режиме стабилизации. Подкрутил PID-ы и подтриммировал акселерометры. Если модель тянет в какую либо сторону, то надо приземлиться и стиками понемногу сделать так, чтобы квадрик висел ровно.


Не забывайте сохранить результат! Это так же делается стиками. На самом деле, триммирование не очень-то помогает. Все равно квадрик уплывает из точки. Главное сделать так, чтобы явно не тянуло в какую-либо сторону. А для этого достаточно просто откалибровать акселерометры.

Приведу свои текущие настройки: для полетного контроллера и передатчика. Это не конечные настройки, позже я еще буду долго и упорно настраивать PID-ы. Чтобы использовать настройки для полетного контроллера, надо перейти на вкладку CLI конфигуратора BetaFlight, скопировать содержимое файла и вставить в командную строку, нажать Enter. Затем надо написать там же команду save, нажать Enter - полетный контроллер перезагрузится. Затем надо подобрать поправку для делителя напряжения, чтобы полетный контроллер правильно определял текущее напряжение аккумулятора. Для этого нужно подключить аккумулятор к квадрику и тестером измерить текущее напряжение на аккумуляторе. Проверить, совпадают ли значения в поле Battery Voltage на вкладке Configuration. Если не совпадают, то, изменяя значение в поле Voltage Scale, нужно добиться того, что бы данные совпадали.

В передатчике настроил три полетных режима: FMOD0 - акро-режим, FMOD1 - режим стабилизации с возможностью делать флипы/роллы, FMOD2 - режим полной стабилизации. Арм/дизарм настроил на тумблер ELEV D/R: от себя - арм, к себе - дизарм. На GEAR повесил включение-отключение светодиодов. На AILE D/R сделал уменьшенные до 60% расходы для спокойных полетов по квартире.

Попробовал полетать на улице и в квартире. Ну что сказать, квадрик Eachine FatBee FB90 летит! Особенно с модификациями:) Конечно, еще нужна более тонкая настройка, но уже и так видно, что выбор модели с двух-баночным аккумулятором полностью себя оправдал.


Немного подкрутил PID-ы. Теперь при расходах 60% в акро-режиме летит очень точно и предсказуемо, почти как в режиме стабилизации.


Но если крутить флипы-роллы дома, то надо заставлять себя летать на полных расходах. Это очень сложно! Нужны нано-движения стиками. Позже видео добавлю.

Вот пока и все. В следующий раз расскажу о домашнем квадрике на бесколлекторных моторах:) Там придется очень сильно следить за полетным весом. Уже есть идея, как сделать очень легкую и очень прочную раму.