03 июня 2017

Новинки FPV - новые рамы RealAcc

Сегодня обнаружил две новые рамы RealAcc, похожие на то, что собираю последнее время. Сначала обрадовался, что появилась недорогая альтернатива кабинке от Lumenier. Но при более детальном рассмотрении обнаружил детали, несовместимые с моими представлениями о том, какой должна быть такая кабинка.


Первая рама RealAcc Genius215E со сменными лучами, вторая RealAcc XS220E с цельной нижней пластиной. Обе по форме - вытянутый X, но вторая чуть более вытянута. Но суть не в этом. Обе рамы с пластиковыми кабинками. Вот их то и хочу раскритиковать.


Крепление камеры не позволяет полностью спрятать объектив внутрь кабинки. У кабинки от Lumenier с этим проблем нет. Объектив надежно спрятан. Вырез под USB-разъем полетного контроллера присутствует с двух сторон. Наверное, это единственный плюс. Но вырез очень узкий и слишком низко расположен!


Отверстия под крепление антенн приемника - это просто отверстия в корпусе кабинки. Как в них антенну-то крепить? У кабинки от Lumenier там наклонные пазы под пластиковые трубочки, которые очень надежно фиксируются внутри. Здесь - ничего подобного. Зачем еще один вырез спереди над пластиной рамы? Наверное, был задуман для охлаждения того, что будет под кабинкой? Нет, это отличный травозаборник! Представляю, сколько мусора будет набиваться внутрь! Ага, выреза под камеру наверное мало:)


Ну и напоследок, отверстие под передающую антенну. У кабинки от Lumenier под этим отверстием есть небольшой порожек с пазами под стяжку, чтобы фиксировать антенну передатчика. А тут как ее крепить? Без фиксации антенну вырвет при первой же аварии!

В общем, идея неплохая, но реализация - полный провал! Уж лучше бы просто скопировали кабинку от Lumenier. Надеюсь, хоть кто-то из товарищей, разработавших эту кабинку, увидит мою критику:)

02 июня 2017

Гонки по FPV - установка Matek F405-OSD и FCHUB-6S

Раз уж большая часть комплектующих на экспериментальный квадрик приехала, решил приступить к его сборке. Начал с установки комплекта из PDB Matek FCHUB-6S и полетного контроллера Matek F405-OSD.


Сначала немного расскажу об этих двух платах. Характеристики Matek F405-OSD:
  • Процессор STM32F405RGT6 на 168МГц
  • Шести-осевой гироскоп ICM20602
  • BetaFlight OSD
  • Запись логов на SD-карту
  • Пять UART-портов
  • Шесть выходов на моторы
  • Гироскопы могут работать с частотой 32кГц
Характеристики Matek FCHUB-6S:
  • Входящее напряжение: 9-27В (3-6S)
  • Защита от неправильного подключения аккумулятора
  • Выводы под регуляторы выдерживают ток до 30А (в пике - до 46А)
  • BEC 5В/2А
  • BEC 10В/2А
  • Датчик тока до 184А
С платами в комплекте был шлейф для соединения, мягкие стойки и набор пластикового крепежа. Силового разъема в комплекте не было! И конденсатора - тоже.


С лицевой стороны полетного контроллера Matek F405-OSD расположен процессор STM32F405RGT6, микросхема OSD AT7456E с питанием от 3.3В, гироскопы ICM20602. Здесь же видна кнопка перевода в DFU-режим и USB-разъем. Все выводы подписаны, все понятно. Выводы под 5-й и 6-й моторы расположены справа, над надписью MATEKSYS. Не ищите выводы TX5-RX5, они присутствуют только на разъеме для шлейфа с обратной стороны платы и как их использовать - непонятно.


У PDB Matek FCHUB-6S все выводы и элементы расположены только с одной стороны. Причем, плату с полетным контроллером можно соединять как шлейфом, так и просто проводами. Кроме выводов по краям платы, рядом с разъемом под шлейф продублированы сигнальные выводы под регуляторы и напряжение с BEC-ов. Регуляторы вместе с сигнальными проводами можно подпаивать прямо к PDB - удобно.


С обратной стороны полетного контроллера Matek F405-OSD большую часть занимает слот для SD-карт. Слева внизу продублированы сигнальные выводы на моторы.

Попробовал установить Matek FCHUB-6S на пластину от рамы RealAcc X210. Чтобы демпферы прижали плату, пришлось укоротить пластиковые болтики, которые были в комплекте, где-то на полтора миллиметра.


Силовой разъем XT60 немного подпилил, как и планировал. Подклеил под него пару слоев изоленты и слегка припаял к плате, предварительно вставив в разъем и пазы платы скрученные обрезки силового провода. Не на одном же олове оно будет держаться:) Потом снял плату и окончательно пропаял все с обоих сторон мощным паяльником. На разъем снизу подклеил толстый двухсторонний скотч. В пазы рамы вставил ремешок для аккумулятора и зафиксировал плату демпферами. Кроме регуляторов, к плате PDB будет припаяно всего два провода для питания видео-передатчика. Все остальное пойдет через шлейф.

С установкой полетного контроллера Matek F405-OSD возникла маленькая проблема. Вырез под USB-разъем в кабинке от Lumenier находится с другой стороны! Сам-то полетный контроллер развернуть не проблема, но как быть со шлейфом? Пришлось сворачивать его в бараний рог. Уж очень не хотелось все проводами обвешивать. Хорошо, что длины шлейфа еще хватило!


Зато USB-разъем и кнопка перевода в DFU-режим оказались точно в вырезе кабинки!


Целый день ломал голову, куда установить приемник FrSky XSR-M. Сначала планировал поставить между PDB и полетным контроллером, но приемник оказался не таким уж и плоским, чтобы пролезть между ними. Оставалось единственное место - поверх полетного контроллера. Очень не хотелось туда его ставить, так как лишняя деталь в такой близости к гироскопам может давать паразитные вибрации. Но делать нечего, пришлось ставить.


Приемник закатал в прозрачную термоусадку, снизу подклеил два слоя толстого двухстороннего скотча и установил. Ерунда выходит - оторвет приемник при авариях, ненадежно он стоит. В голову не пришло ничего более интересного, чем вырезать полоску из пластиковой бутылки, сделать отверстия и прижать ей приемник к плате. Теперь точно не отклеится! Обратите внимание на зеленый провод, идущий от Smart-порта приемника. Его подпаял к сигнальному выходу под пятый мотор. Почему так - расскажу ниже. Под камеру установил пищалку от Matek - тут ей самое место.


Схема соединения всех элементов квадрика была на официальном сайте в разделе "Connection Guide". Там же есть и другие варианты. При подключении к компьютеру на приемник так же подается питание через USB-разъем. Удобно, можно настраивать квадрик без подключения силового аккумулятора.


Установил в кабинку камеру Foxeer Arrow V3 и передатчик Eachine ET526. Антенна, как обычно, самодельная:) Пока не буду все это подпаивать. Все равно придется разбирать, когда регуляторы буду устанавливать. Настрою хотя бы то, что уже сделано.

Сначала сделал сопряжение приемника с передатчиком. Пока что буду настраивать под привычный пульт Devo10 с Deviation и установленным модулем 4-в-1. Просто копирую модель с предыдущего квадрика и меняю протокол управления на FrSkyX, немного подправляю и вот результат.

Сразу же столкнулся с проблемами в новом приемнике FrSky XSR-M. Не срабатывал FailSafe при отключении передатчика и не работала S.Port-телеметрия. Приемник передает только RSSI и собственное напряжение питания. На пару секунд телеметрия появляется, если перезагрузить полетный контроллер, но потом исчезает. Функция FailSafe просто не запоминает необходимые значения на каналах и при потере сигнала приемник просто ничего не выдает. Пробовал обновить прошивку приемника - не помогло.

Изначально в полетном контроллере Matek F405-OSD уже установлена последняя прошивка BetaFlight 3.1.7. Эту прошивку пока нельзя найти на сайте BetaFlight, прошивка появилась уже после выхода версии 3.1.7. Скачать прошивку можно на официальном сайте Matek в разделе "Firmware & Downloads".

Начну с подключения телеметрии на приемнике FrSky XSR-M. Многие полетные контроллеры на F4-процессоре имеют не инвертированные выходы UART-TX. Matek F405-OSD не исключение. А на S.Port-порт приемника нужно подавать инвертированный сигнал, чтобы телеметрия заработала. Производитель предлагает два способа решения проблемы. Оба способа представлены на официальном сайте в разделе "FrSky Smartport". Первый способ подразумевает найти инвертирующий транзистор на приемнике и подключиться в обход его к любому UART-TX. Потом на этом порту включить SmartPort-телеметрию.


На приемнике FrSky XSR это сделать легко, а вот на FrSky XSR-M я не смог найти этот инвертирующий транзистор. Поэтому доступен только второй способ - через включение SoftSerial. Можно организовать SoftSerial-порт на пятом или шестом выходе под моторы. Сделаю на пятый выход, шестой позже тоже использую не по прямому назначению. В консоли ввожу:

resource MOTOR 5 NONE
resource SERIAL_TX 11 A15

Затем включаю в настройках опции SOFTSERIAL и TELEMETRY. И в последнюю очередь включаю SmartPort-телеметрию на SoftSerial-порту. Делаю прямо по инструкции с официального сайта:


После этих процедур на пульт должны приходить 12 значений телеметрии. Но пока приходят только два: мощность принимаемого сигнала RSSI и напряжение питания приемника. Как я уже говорил, с приемником FrSky XSR-M SmartPort-телеметрия пока не работает, требуется ждать от разработчиков обновления прошивки.


С настройкой BetaFlight OSD на полетном контроллере столкнулся первый раз. Оказалось, ничего сложного. Сначала надо выбрать понравившийся шрифт и загрузить его. Потом выбрать необходимые элементы и расставить их мышкой прямо на экране. В этом деле очень помог старый ТВ-тюнер, который специально держу для подключения различного FPV-оборудования. Подключил выход VTX с полетного контроллера на вход ТВ-тюнера и прямо на экране вижу результат:) Кстати, проблема с пропаданием видео исключена, так как OSD построено на микросхеме AT7456E с питанием от 3.3В, как и на PDB Matek HUBOSD8-SE.

В разделе "Tips" на официальном сайте даны еще некоторые рекомендации по настройке полетного контроллера Matek F405-OSD. Если используется протокол DShot, то рекомендуется поднять минимальный газ до 5-6.5%. Обязательна установка полетного контроллера на мягкие демпферы. Если используется частота работы 32/16кГц, то максимальная частота работы черного ящика 1кГц. Этого достаточно, чтобы увидеть шумы от моторов. Рекомендуется максимального быстрая SD-карта для записи логов, не ниже 10-го класса.


А теперь настрою все остальное. Остановлюсь на ключевых моментах. Плата развернута на 180 градусов. Максимальное напряжение поднято до 4.4 на банку, так как использую несколько хайвольтных аккумуляторов. Отключен акселерометр - не летаю в стабилизации. Частоту можно было поставить 32/16кГц, но при этом нагрузка на процессор поднимается до 70% и полетный контроллер изрядно греется! Не надо оно такого, да еще и срывы синхронизации могут быть. Так что, поставил 16/16кГц и получил нагрузку процессора всего 17%. Включен SERVO_TILT для переключения частоты работы видео-передатчика. Ниже вернусь к этому вопросу. Выставил минимальный газ 5%. Делитель для датчика тока надо выставлять 179.


PID-ы пока не настраивал, только поднял RC Rate до 1.3. Этих данных достаточно, чтобы взлететь.


На вкладке приемника только указал 16-й канал для RSSI.


На вкладке Modes задал тумблеры на ARM, включение пищалки и включение пары тестовых режимов.


На вкладке Servos назначил для первого сервопривода управление от канала AUX5 приемника. Это необходимо для переключения частоты работы видео-передатчика.

В консоли выполнил ряд команд. Сделал вывод PWM-сигнала с канала AUX5 приемника на шестой вывод моторов. Вот к нему и подпаяю проводок PWM от видео-передатчика:)

resource MOTOR 6 NONE
resource SERVO 1 A08

Установил запись отладочной информации до применения фильтров. Выставил возможность арминга при любом угле установки квадрика - удобно с деревьев стряхивать, если не сильно застрял. Инвертировал вращение моторов, чтобы пропеллеры не загребали траву в камеру, а наоборот отбрасывали. Установил более щадящий тип фильтра низких частот.

set debug_mode = NOTCH
set small_angle = 180
set yaw_motor_direction = -1
set d_lowpass_type = PT1

В итоге получился вот такой файл конфигурации.

На официальном сайте в разделе "BF3.2 & DShot1200" есть информация по установке тестовой прошивки BetaFlight версии 3.2.0 с поддержкой протокола управления регуляторами DShot1200. Я попробовал установить тестовую прошивку, но пока что там слишком много глюков. Снова вернулся на версию 3.1.7.

На сегодня пока все. Продолжу сборку, когда приедут регуляторы RacerStar Tattoo 35A и немного других деталей.

31 мая 2017

Hiee HIVR101 - очень бюджетные FPV-очки в наличии!

Как-то упоминал про бюджетные FPV-очки Hiee HIVR101. Теперь они есть в наличии! Правда цена слегка подросла:(


Разрешение экранов 854х480 пикселей, угол обзора 30 градусов, diversity-приемник на 40 каналов. И зачетная маска с вентилятором!


Кто рискнет попробовать за $249.99?

29 мая 2017

Гонки по FPV - начало сборки экспериментального квадрика

Новые и интересные детали для гоночных квадриков появляются почти каждый день
Настала пора собрать очередной квадрик, на котором можно будет экспериментировать с различными электронными компонентами. Раму я уже выбрал давно. Это нижняя пластина от рамы RealAcc X210 и кабинка из поликарбоната для QAV-X. Недавно приехали почти все комплектующие.


Взял моторы EMax RS2205S со скругленными магнитами. Выбор пал на них, так как были в наличии дополнительные роторы, которые чаще всего страдают при авариях. По сравнению со старыми EMax RS2205, новые моторы заметно более тугие. Чувствуется, что магниты стоят ближе к статору.


Поставлю новую камеру Foxeer Arrow V3 в металлическом корпусе с очень понравившейся компактной линзой от RunCam Swift на 2.3мм. В будущем все свои квадрики переведу на эту связку - очень удачное сочетание! И в кабинку от Lumenier QAV-X отлично помещается. Камера крепится за нижние отверстия в корпусе. Тогда линза получается полностью защищена корпусом кабинки.


Все таки мне удалось в последний момент в заказе заменить старый большой приемник FrSky XSR на новый легкий и компактный FrSky XSR-M! Он реально маленький, с червонец размером! При этом обладает всеми функциями большего собрата. Даже вот прошивка под него появилась на официальном сайте.


Приехал и полетный контроллер Matek F405-OSD с PDB Matek FCHUB-6S. С их установки и начну сборку. Наконец-то попробую полетный контроллер на F4-процессоре и с быстрыми гироскопами:)

На передачу видео поставлю уже снятый с продаж передатчик Eachine ET526 с управлением от отдельного PPM-канала и переключаемой мощностью.

Нерешенным остался вопрос с регуляторами. Хочется взять на BLHeli_32 c DShot1200 и с поддержкой напряжения 5-6S. Либо ждать начала продаж бюджетных регуляторов RacerStar Tatto 35A, либо на время взять проверенные RacerStar RS30A V2, а потом заменить их и оставить про запас на предыдущие квадрики.

Немного расскажу про раму квадрика. Пока что поставлю, как и планировал, пластину толщиной 4мм от рамы RealAcc X210 и кабинку из поликарбоната для QAV-X. Пластина весит 65.5г, кабинка - 20.9г, винты - 2.4г. Итоговый вес рамы получается 88.8г - не сказать, чтобы много, но и не мало. Для соединения кабинки с пластиной потребуются болтики M3x10. Болтики короче лучше не ставить, а то будет кабинку срывать при особенно жестких авариях.

По управлению мне больше нравится H-рама, чем X. С крестом не могу точно ни в ворота влететь, ни в поворот войти. Выкидывает крест из дуги, нет ощущения комфорта от полета. Поэтому нарисовал себе H-раму под кабинку для QAV-X с базой 200мм и толщиной 4мм, взяв за основу пластину от рамы RealAcc X210. Скачать STL-файл под распил можно здесь.


У друга кабинка для QAV-X живет уже наверное полгода. Летает он много, соответственно аварий - куча. Причем, аварий серьезных: c убиванием камер, со сгоранием полетных контроллеров, регуляторов, высыпанием магнитов из роторов. Бетон - штука твердая, но кабинка до сих пор жива!

На сайте viewstl.com можно увидеть объем нарисованной пластины. Для получившейся рамы он составляет 37719мм³. Поискал по интернету плотность карбона. Оказалось 0.0014-0.0015г/мм³. Прикинул по максимуму расчетный вес пластины: 0.0015 x 37719 =  56.5г. Итоговый вес рамы с кабинкой и болтиками получается: 56.5 + 20.9 + 2.4 = 79.8г. Немного легче, но все равно много:)

Когда собирал старый квадрик, то вывел антенны приемника на тонкие распорки между лучами рамы. Уже сколько раз обрывал антенны приемника при ином их расположении! Облетал - нормально, никаких проблем с приемом не было. Идея понравилась, нарисовал еще одну раму с такими же распорками. Уменьшил ширину лучей с 18 до 17мм, чтобы компенсировать увеличение веса. Вот STL-файл и DXF-файл.


Объем получился 38382мм³. Расчетный вес пластины получился 57.5г - всего на грамм тяжелее предыдущего варианта. Пока жду регуляторы, поищу, где можно лучше всего выпилить раму. Если кто-то сделает это раньше, то отпишите в комментариях получившийся реальный вес пластины, где пилили и стоимость.

Не успел собрать этот квадрик, как в голове уже родился проект следующего:) Раз уж научился рисовать рамы, то можно будет попробовать сделать максимально легкую раму из пластины толщиной 5мм и так же под кабинку для QAV-X. Но хочу предусмотреть защиту для моторов, чтобы ставилась под луч. Так кромки лучей рамы не будут страдать при авариях, как это происходит сейчас.


Пока планирую рисовать под защиту Diatone, но рассмотрю и другие варианты - предлагайте в комментариях.

Все остальное максимально легкое. Камера Foxeer Arrow V3 сможет показывать текущее напряжение аккумулятора. Полетный контроллер скорее всего Revolt V2, регуляторы можно попробовать 4-в-1 RacerStar RS33LS, передатчик TBS Unify Pro HV, приемник, понятное дело, FrSky XSR-M. Но это все пока мечты... мечты...

Кстати, вот как может летать опытный пилот на "народном" комплекте, который собрал еще зимой. А я-то думал, что моторы слабоваты:)