02 декабря 2018

BetaFPV Beta65X - тинивуп нового поколения

Последнее время по работе непрекращающийся завал. Сижу, значит, никого не трогаю, набиваю мозоли на пальцах об клавиатуру, и тут приходит сообщение от менеджера компании BetaFPV. Так и так, вижу, что вы интересуетесь нашей продукцией, не хотите ли попробовать новый квадрик Beta65X? Отвечаю - тема интересная, конечно хочу! Ответ - не вопрос, давайте адрес. Вроде выслали, но ни трека не дали, ни какой-либо другой информации. Прошло месяца полтора, приходит какая-то довольно тяжелая посылка почтой Малайзии. Забираю на почте внушительный пакет и обращаю внимание на адрес получателя, а там моя фамилия не указана, только имя! Еще повезло, что меня на почте часто видят и отдали посылку без проблем:) Даже не зная что внутри, открываю пакет прямо на почте. А там... две коробки с квадриками Beta65X! Вот это поворот!



Не дошел до дома, заскочил на работу к другу и там вместе вскрыли одну коробку. Первое впечатление - очень тяжелый относительно размера и угол наклона камеры непривычно большой.

Краткие характеристики Beta65X:
Характеристики полетного контроллера BetaFPV F4 2S:
  • Процессор: STM32F405
  • Гироскопы: MPU6000
  • Размер: 26x26мм
  • Прошивка: BetaFlight OMNIBUSF4SD (OBSD) 3.5.0
  • OSD: Встроенное BetaFlight OSD
  • Доступен SmartPort для управления видео-передатчиком
Характеристики блока регуляторов:
  • Поддержка прошивки BLHeli_S
  • Протокол DShot600 поддерживается по умолчанию
  • Входящее напряжение: 2S (8.7В)
  • Номинальный ток: 6А
  • Максимальный ток: 10А
  • Прошивка: BLHeli_S
  • Процессоры: Silabs EFM8BB21F16G
Характеристики камеры BetaFPV Z02 AIO:
  • Регулируемая мощность передатчика: 0/25/200мВт
  • Поддержка Smart Audio для управления
  • Антенна: Диполь
  • Частота: 5.8ГГц, 48 каналов, поддержка сетки RaceBand: 5362~5945МГц
  • Формат видеосигнала: NTSC
  • Угол обзора: 100-120 градусов
Квадрики Beta65X приехали в фирменных коробочках, которые запечатаны пленкой. С обратной стороны коробочек есть наклейки с типом приемника.


Внутри коробочки есть вставка из уплотнителя - квадрик надежно защищен от неосторожного обращения с посылкой.


В комплекте собственно сам квадрик Beta65X, два аккумулятора на 300мА/ч, запасная канопа и комплект пропеллеров. На вложенной карточке есть ссылки на страницу поддержки и группу в FaceBook, где можно задать вопросы по квадрику.


Итак, Beta65X - это квадрик с диагональю рамы 65мм, с бесколлекторными моторами размера 0802, пропеллерами диаметром 31мм. С виду - типичный тинивуп, но есть нюанс. Во первых, вес квадрика далеко за пределами допустимого для тинивупов. Без аккумуляторов вес получается 29.4г, с аккумуляторами - 45.1г. Во вторых, угол установки камеры не предполагает полетов на малой скорости в помещении.


Камера стоит под углом в 35 градусов! Сразу понятно, что у квадрика хоть и формат тинивупа, но полетать на нем лучше всего на улице или в спортзале. В третьих, на квадрике стоит полноценный приемник FrSky XM и его антенна вынесена далеко за пределы рамы. Более того, видео-передатчик квадрика может работать на мощности в 200мВт. Все это предполагает полеты на нормальные расстояния, а не рядом с собой, как на обычном тинивупе.

Немного пройдусь по экстерьеру Beta65X и его составляющим. Снизу на раме есть два отсека под аккумуляторы тинивупного формата.


Сразу бросилось в глаза, что провода от моторов не скручены, не защищены и выведены как-то неудачно. При любом падении есть вероятность выдернуть провода из мотора. Позже скрутил их и зафиксировал за раму.


Под аккумуляторами прячется приемник FrSky XM. Он повернут той стороной, с которой расположена кнопка Bind, добраться до нее составит труда.


Если снять канопу, то под ней будет стоять передатчик и камера на довольно массивном креплении.


На передатчике есть кнопка выбора сетки и частоты, но она не пригодится - передатчик управляется через BetaFlight OSD.

Не удержался и разобрал квадрик. Захотелось прикинуть вес каждого элемента. Рама с моторами и пропеллерами весит 13.3г. Вполне разумный вес основы.


Рама отдельно весит 3.8г. Материал рамы вязкий, напоминает нейлон. Впрочем, у BetaFPV все рамы из такого материала.


Моторы BetaFPV 0802 на 17500kV весят 1.9г. Моторы на латунных втулках, имеют ту самую удачную конструкцию с двумя стопорными шайбами на валу, при которой вал не вылезает из ротора при замене пропеллеров.


Наружный диаметр ротора 10.5мм. Мотор немного больше по диаметру и выводы не задевают за ротор, как было у 0603-моторов. Магниты стоят узкие и легкие, поэтому мотор будет отлично подрываться по оборотам.


Пропеллеры несколько отличаются от привычных, которые стоят на Eachine E011. Лопасти более широкие. Пока сложно сказать, это лучше или хуже, позже попробую оба варианта и сравню.

А дальше идет электроника. Вот так выглядит весь стек в сборе.


Если считать с приемником, то получается четыре этажа! Весит вся эта конструкция неимоверно много, аж 13.2г. Все детали стека имеют колодки с контактами и собираются вместе без пайки.


Камера BetaFPV Z02 AIO весит 4.6г, что даже больше, чем вес более качественной камеры Caddx FireFly! Размер матрицы камеры 1/4 дюйма. Не стоит ожидать от этой камеры какого-то чудесного изображения. Передатчик очень большой относительно даже тех, которые ставятся позади микро-камер и имеют такую же мощность в 200мВт. К его функционалу претензий нет, но можно было сделать передатчик на порядок меньше и легче.

Блок полетного контроллера F4 2S с регуляторами и приемником весит 8.6г и это чрезвычайно много. Тот же CrazyBee F3 Pro с почти тем же функционалом весит всего 4.2г. Конечно, там стоит F3-процессор и приемник на порядок хуже, но в таком размере вес решает.

Полетный контроллер построен на мощном F405-процессоре с MPU6000-гироскопами. На борту есть BetaFlight OSD, три UART-порта, выводы под пищалку и управление цветными светодиодами. Даже RSSI-вход предусмотрен, хотя он без надобности. Порт UART1 выполнен с инвертором и на нем уже висит приемник FrSky XM.


Блок регуляторов выдерживает в пике до 10А, номинально тянет ток в 6А. Управляют силовыми ключами процессоры Silabs EFM8BB21F16G, используется прошивка BLHeli_S. Управление регуляторами изначально идет через протокол DShot600.


Для питания квадрика используется силовой провод толщиной 24AWG. На концах провода стоят два PH2.0-разъема, соединенные последовательно. С силовыми проводами блок регуляторов весит 4.4г.


Крепление камеры сделано из мягкого пластичного материала. Вес крепления 1.3г. Изначально камера BetaFPV Z02 AIO поставляется с двумя типами креплений: на 25° и 35°. На квадрике стоит крепление с углом установки камеры в 35°. Было бы логично второе крепление на 25° бросить в комплект к квадрику, не все же прямо сразу будут летать на бешеной скорости. Для тех, у кого есть доступ к 3D-принтеру, модели крепления камеры под 25/35° есть в свободном доступе.

Канопа квадрика выполнена методом вакуумной формовки, весит 1.1г. В комплекте не просто так две канопы - она довольно хрупкая. При тех нагрузках, которые будут при авариях, ожидается, что канопа будет лопаться.


Инженерам BetaFPV лучше бы подумать о литой канопе, совмещенной с креплением камеры. И вес бы уменьшили, и прочности бы добавили.

В комплекте с квадриком было два аккумулятора на 300мА/ч с PH2.0-разъемами. Чуть раньше модель поставлялась с аккумуляторами на 260мА/ч. Вес каждого аккумулятора 7.8г, в сумме выходит 15.6г - не мало. Может производителю стоило бы оставить аккумуляторы на 260мАч, но снизить общий вес квадрика? Позже поработаю над этим...


Квадрик Beta65X поставляется изначально настроенным. В полетный контроллер залита прошивка BetaFlight-3.5.0 для OMNIBUSF4SD. Только и остается, что забиндить квадрик с передатчиком и настроить порядок AUX-каналов в пульте. Первоначальные настройки всегда можно найти в разделе поддержки. На всякий случай приложу diff-файл непосредственно с квадрика.

Не стал пробовать летать на предустановленной прошивке, решил обновить до текущей тестовой.


После прошивки создал новую модель в пульте и решил забиндить квадрик. Тут словил первую проблему. Приемник не работал при подключении только через USB, пришлось подключать аккумуляторы. Из-за этого, в целях безопасности, пришлось снимать пропеллеры. Биндил в режиме D16, но без телеметрии и всего на 8 каналов. Так задержка в управлении будет минимальной, а четырех AUX-каналов вполне хватит на все функции.


Квадрик изначально идет настроенным на обратное вращение пропеллеров, но лучше все проверить.


Запустил BLHeliSuite и попробовал считать конфигурацию регуляторов. Тут всплыла очередная проблема - конфигурация первого регулятора не считывалась. Хорошо, откатил прошивку полетного контроллера до изначальной версии 3.5.0. Только тогда программа смогла увидеть все регуляторы.


Прошивка регуляторов оказалась свежей, с поддержкой маяка и режима анти-черепахи. Настройки не менял, просто проверил направление вращения моторов. Очень понравился звук их работы, очень мягкий и тихий. Затем снова вернул в полетный контроллер свежую тестовую прошивку.

Проверил в BetaFlight основные настройки и некоторые вещи подкрутил под себя. В портах ничего не менял, там только приемник висит на UART1 и включено управление передатчиком через SmartAudio на UART6.


В настройках отключил гироскопы, все равно их не использую. Включил по умолчанию режим ANTY_GRAVITY и отключил все настройки пищалки - квадрик будет моторами пищать.


В настройках питания все оставил без изменений. Кстати, для получения данных по току используется виртуальный сенсор, реального нет. Показания по расходу аккумулятора на OSD будут с некоторой погрешностью. Про настройки виртуального сенсора есть заметка на странице Beta65X.


В ПИД-ах уменьшил D-составляющую и сделал более мягкую реакцию на дерганья стика. Поднял максимальную скорость поворота по роллу и питчу до 1000 градусов в секунду, чтобы квадрик быстрее отрабатывал перевороты. Сделал три блока расходов: для полетов дома, чуть резвее и полные для улицы.


В фильтрах оставил только LPF-фильтр на частоте 90Гц и D-Term-фильтр на частоте в 100Гц.


На вкладке приемника пришлось изменить порядок каналов на AETR1234. Данные RSSI приходят на 16-й канал приемника (AUX12).


В режимах только и задал, что арминг, включение писка моторами, отключение OSD и включение режима анти-черепахи.


Единственный свободный AUX-канал решил использовать для переключения расходов. Чтобы и в помещении летать было комфортно, и на улице.


Настройки OSD выставил привычные для себя. В обновленной прошивке появилась возможность вывести на экран буквы AG в момент включения режима ANTI_GRAVITY - полезная штука.


Так как камера BetaFPV Z02 AIO работает только в NTSC-режиме, то и расположение данных на экране надо делать с учетом этого. Нижние блоки данных пришлось приподнять на пару позиций выше. На этом настройка завершена. Полный дамп бросил в файл.

Проверил управление передатчика через SmartAudio - все отлично. Каналы и мощность переключаются. Передача идет в NTSC, но удивил нестандартный размер кадра 720x528 пикселей - первый раз такое вижу.


Сначала полетал визуально, попробовал делать роллы-флипы, проверил подхват. Удивительно, но квадрик не показался мне тяжелым. По управляемости совсем нет инерционности. Флипы-роллы делает на месте, подхват прекрасный. Излишний для такого размера вес совсем не чувствуется. Наоборот, ощущается еще приличный запас мощности!

Цветопередача у камеры BetaFPV Z02 AIO вполне адекватная. Картинка не четкая и это нормально для камер с размером матрицы в 1/4 дюйма.

Снял канопу, уменьшил угол наклона камеры и полетал по квартире. Впечатления очень положительные! Из-за достаточной мощности удавалось выруливать в очень непростых ситуациях на приличной скорости. Квадрик висит на 40-45% процентах газа. В помещении мне не удалось дать больше 55% газа, это и так уже очень быстро! Режим анти-черепахи работает просто прекрасно, с легкого рывка стиком. В квартире с аккумуляторами на 250мА/ч квадрик летает до падения по отсечке ровно четыре минуты.


Полеты на улице все никак не складывались. Несколько дней ждал погоды с заряженными аккумуляторами - так и не дождался. Пошел к другу в магазин полетать, надеясь, что к вечеру погода не подведет. Подвела:( На улице шел дождь, на земле лежал подтаявший снег и все было в лужах. Ветер тоже был приличный. Плюнул на погоду, авось пронесет - полетел в дождь:)


Итак, созрели некоторые выводы по квадрику Beta65X. Сначала о том, что не понравилось. Во первых, излишний вес. Можно было сделать квадрик грамма на 4-5 легче, если интегрировать полетный контроллер с блоком регуляторов, сделать едиными канопу и крепление камеры. Во вторых, угол установки камеры не предполагает полетов в помещении, а зря. Из-за достаточной мощности квадрик прекрасно управляется в квартире. Наоборот, очень сложно куда-либо влететь, квадрик идет за стиком очень-очень предсказуемо. Наверное это плавный переход к достоинствам:) Изначально я считал излишним установку внешнего приемника и передатчика на 200мВт, но, вылетев на улицу, понял, что они очень даже кстати. Квадрик летает на такой огромной скорости, что если бы оставить передатчик на 25мВт, то за пару секунд, если лететь от себя, видео бы уже пропало! Были сомнения в прочности всей конструкции, переживал, что канопа быстро развалится, но квадрик оказался живучим! После всех издевательств только лопасть погнул на одном из пропеллеров.

По времени полета. Если летать до отсечки на стоковых аккумуляторах, то в помещении получится чуть более четырех минут. Если наваливать на улице, то минуты три, три с половиной максимум.

Даже не знаю, какова будет дальнейшая судьба этого москита. Наверное, распотрошу на запчасти. Моторы и рама уйдут на более легкий сетап с полетником CrazyBee F3 Pro и камерой Caddx FireFly. А что делать с электроникой - не знаю. Если бы регуляторы поддерживали 3S, то уже собирал бы HD-вуп с 1103-моторами и камерой Caddx Turtle V2, а так...

2 комментария :

  1. Если потроха будут перекидываться на другой сетап, нет планов по замене у Caddx firefly vtx на настраиваемый? Погонял на похожей двухбатареечной mobula7 - 25мВт очень мало.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, есть такие планы. Понял, что 200мВт ни разу не лишние. Но тут есть еще момент. Если просто ставить полетник CrazyBee, то с ним будет достаточно 25мВт, так как у него приемник без усилителя, по прямой связь раньше видео пропадет. Если ставить внешний приемник, то и передатчик имеет смысл заменить.

      Удалить