18 ноября 2015

Hummer EPP 3D - сборка

Продолжу рассказ о постройке самолета Hummer EPP 3D PNP. Начало можно посмотреть здесь. Это мой первый самолет из EPP. Кстати, цена на модель упала ниже некуда - $47.23 за комплект. Дополнительно нужны только аккумуляторы и приемник!


На текущий момент самолет почти готов. Установка электроники - в процессе. Об этом будет отдельная статья, так как там довольно много интересного материала.

Сначала я подготовил тюбик с клеем - накрутил на него крышку с носиком от суперклея. Так работать с клеем стало гораздо удобнее.


Клей этот не простой. Он не разъедает пенопласт, довольно быстро сохнет, немного пенится и заполняет щели и отверстия. Клей прозрачный, при высыхании немного желтеет. Прихватывает так, что не оторвать! На тюбике нет никаких опознавательных знаков. Как я понял, это точно такой же клей, как продают на hobbyking.com. Пробовал искать аналоги в магазине хозяйственных товаров - не нашел. Так что если кто знает об этом клее и где его раздобыть - пишите в комментариях. Очень нужен еще!

Первым делом склеил консоли крыла. Все делал на трех досочках ламината, которые остались после ремонта. Затем вклеил карбоновые рейки 1x3мм в крыло и боковины фюзеляжа.


Я уже говорил раньше, что заменю стеклопластиковые стоковые прутки на карбоновые рейки. Как оказалось, в этом не было особой необходимости. Вклеенные прутки дали бы точно такую же жесткость. Я не учел, что нагрузка на эти элементы идет не на изгиб, а на растяжение-сжатие. В итоге крыло получилось на изгиб очень жесткое.

Собрал стабилизатор. У стабилизатора вырез под пруток оказался великоват. Поэтому я не стал вклеивать карбоновую рейку, как на крыле, а вклеил полую карбоновую трубку диаметром 3х2мм.


По инструкции нужно было склеить между собой две реечки из фанеры. Я заменил их на реечку из бальзы, хотя, как оказалось позже,  в этом не было необходимости - подошла бы и фанерная.

Затем приклеил боковины фюзеляжа к собственно фюзеляжу. Пригодились пара обрезков от столешницы. Сначала один обрезок использовал как направляющую, чтобы приклеить первую половинку, затем между двумя обрезками разместил приклеенную половинку и с другой стороны наклеил вторую половинку.


Когда все высохло, то вставил крыло и стабилизатор, выровнял и вклеил. Уже какая-то конструкция стала проявляться! Сверху кабину дорисовал черным маркером.

Занялся рулем направления. В пакетике с деталями были 4 петли. Они с виду совсем хлипкие, но я не смог их разорвать руками!


Сделал четыре надреза в руле направления и вклеил эти петли.


Затем сделал надрезы в хвосте фюзеляжа и приклеил руль направления.


В нижней части фюзеляжа вклеил небольшой штырь из карбона 3x1мм, чтобы нижняя часть фюзеляжа не пачкалась об землю при взлете.


Стал собирать фанерные детали. Все деревянные части вырезаны лазером и очень высокого качества. Сначала склеил мотораму суперклеем.


Затем собрал на эпоксидной смоле бутерброд держателя шасси и вклеил стойки шасси.


Для надежности обмотал нитками и пропитал суперклеем. Шасси я буду устанавливать в самую последнюю очередь, когда все уже будет настроено.


У двигателя немного укоротил выводы, чтобы между двигателем и регулятором не было мотка проводов. затем установил двигатель на мотораму. Обнаружился недочет - в комплекте не было саморезов для крепления двигателя. Использовал саморезы от вертолета 2x6. Возник вопрос - как вклеить мотораму так, чтобы вал мотора располагался строго параллельно фюзеляжу. Использовал для этого карбоновую трубку с внутренним диаметром 3мм. Насадил ее на вал мотора, обмазал клеем мотораму, вставил в фюзеляж и, пока клей не высох, выровнял мотораму, ориентируясь по карбоновой трубке, как по направляющей.

Настала очередь установки кабанчиков. Мне показалось, что руль направления недостаточно сильно отклоняется, поэтому я срезал "лишний" материал со стабилизатора, о чем потом пожалел. Когда стал устанавливать кабанчик, то его не за что было закрепить!


Пришлось примотать кабанчик нитками с клеем к рейке в поворотной части стабилизатора.

Когда вклеил кабанчик в руль направления, то мне показалось, что руль направления недостаточно жесткий и очень сильно болтается.


Решил усилить его карбоновой полоской 3х0.5мм - стало гораздо лучше.

Сервоприводы для стабилизатора и руля направления установил в районе элеронов крыла. Сделал это для того, чтобы сместить вперед центр тяжести самолета. И, как оказалось позже, сделал так не зря.


Сначала приклеил в нужном месте фанерные посадочные места под сервоприводы. Затем модельным ножом прорезал фюзеляж насквозь. Сервоприводы решил сделать на одну сторону, чтобы провода от них выходили на другую сторону фюзеляжа.

Тяги сделал из карбонового прутка 2мм, хотя и это было лишним. Можно было бы сделать из стокового прутка. Так как тяги длинные, то организовал для них дополнительную опору.


Вырезал небольшие прямоугольники из кусочков EPP, что остались от фюзеляжа, когда делал посадочные места под сервоприводы, и из канцелярской скрепки сделал петли. Петли вклеил прямо в EPP - держится отлично. Наконечники к тягам примотал нитками и пропитал суперклеем. Затем надел термоусадку. Позже переделаю тяги так, чтобы была возможность регулировать их длину с помощью таких бочонков.

Приклеил на крыло фанерные посадочные места под сервоприводы. Устанавливал вместе с сервоприводами - использовал их как направляющие.


Чтобы спрятать провода от сервоприводов, сделал по линейке два неглубоких надреза в крыле и убрал провода внутрь. Провод от правой консоли пропустил в щель между фюзеляжем и крылом.


Для этого просунул коктейльную трубочку в районе карбоновой рейки, снял колодку с разъема сервопривода, засунул провода внутрь коктейльной трубочки и вытянул их с другой стороны вместе с трубочкой. Потом снова надел колодку разъема на контакты.


Точно таким же способом вытянул вниз провод от сервопривода руля направления. В итоге все провода от сервоприводов оказались внизу на одной стороне фюзеляжа.


Не пришлось делать дополнительных отверстий в деталях самолета. На этом предварительная сборка закончена. Продолжение следует...

5 комментариев :

  1. https://drive.google.com/file/d/0B6EJrFHK2-O-U3RPVzdIa2t5WWs/view?usp=sharing
    Это полиуретановый клей, аналог PUR 501. По сути, пеногерметик (монтажная пена) без вспенивателя. Для удобства я переливаю часть клея в шприц. Сразу после приобретения вязкость была очень большой, с трудом продавливался через иглу. Сейчас стал намного жиже (срок хранения превышен вчетверо), но так-же крепко склеивает.

    ОтветитьУдалить
  2. Цена хороша $47.23 чуть не купил, вот только доставка +$72 к цене https://goo.gl/photos/fF7LSg5V9G7HAMgk8

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ого, ничего себе доставочка! Проверил у себя - доставка $22.18. Итого $69.41.

      Удалить
  3. Язык поставьте английский а не русский и тогда будет два вида доставки... дешевая и дорогая

    ОтветитьУдалить