20 ноября 2015

Hummer EPP 3D - электроника и первый полет

Продолжу рассказ о постройке самолета для отдыха Hummer EPP 3D PNP. В этот раз речь пойдет об установленной электронике. Предыдущие части можно найти здесь и здесь.


Сразу после сборки я подключил сервоприводы к шестиканальному DSMX-приемнику LemonRX и проверил их работу. Все было в порядке, все отлично работало. Пришлось немного подрезать в руле направления отверстие под руль высоты, чтобы он отклонялся до упора.

Затем, как и планировал, установил и настроил блок стабилизации P1 Gyro. Но работал этот блок отвратительно. Более того, из-за резких хаотичных подергиваний сервоприводами сгорел стабилизатор напряжения на стоковом регуляторе двигателя. Позже разобрал кофр блока стабилизации P1 Gyro и при осмотре обнаружил соплю олова на микросхеме гироскопов - были замкнуты две ножки. Соплю удалось убрать, но блок стабилизации так и не заработал должным образом. А жаль. У него было три режима работы: с отключенной стабилизацией, нормальный режим и режим удержания.

Сначала я расстроился, что самолет будет без стабилизации. Да еще встал вопрос, где быстро найти новый регулятор двигателя. На помощь пришел авиамодельный кружок, вернее его руководитель. Взял у него новый регулятор Red Brick 25A. На этикетке регулятора было написано, что у него стабилизатор напряжения на 3 Ампера.

Я вспомнил, что у меня пропадает без дела переделанный для микровертолета блок стабилизации Tarot ZYX-S. Пришлось восстановить его к первоначальному виду, а так же DSM2-сателлит OrangeRX R100. Этот комплект я и поставил на самолет. Все работало отлично, но душа требовала невозможного - подключить к Tarot ZYX-S DSMX-сателлит. Года два-три назад многие пытались это сделать, но безуспешно.

В результате экспериментов от перегрузок снова сгорел стабилизатор напряжения на новом регуляторе Red Brick 25A, утащив за собой и два сервопривода! Да что же такое-то! Руки у меня совсем опустились - не полетит самолет...

Немного успокоившись, снял термоусадку с регулятора, в надежде заменить стабилизатор напряжения. Был очень удивлен, обнаружив два стабилизатора 78M05, соединенные параллельно. Они же могут держать только по 500мА каждый! Вот вам и 3 Ампера на этикетке! Оказалось, что сгорела только одна из микросхем. Удалив ее, стал думать на что заменить. Мощности этих стабилизаторов явно недостаточно.

Тут вспомнил, что у меня лежат без дела несколько блоков с регулируемым выходным напряжением.


Быстренько посмотрел характеристики. Оказалось, что такой блок запросто может выдерживать ток до трех Ампер! Решил попробовать его в качестве стабилизатора напряжения.


Выставил на блоке выходное напряжение в шесть вольт, чтобы уж наверняка проблем не было. Зафиксировал переменный резистор капелькой термоклея. Упаковал блок вместе с регулятором - получился регулятор с настоящим стабилизатором напряжения на три Ампера. Стабилизатор напряжения даже не нагревается при нагрузке!

Оставалось решить вопрос со сгоревшими сервоприводами. Мне удалось их восстановить - на каждом сгорел один из транзисторов, управляющий мотором сервопривода. Вроде они и работали, но восстановленный элемент сильно нагревался. Ладно, пока что отложил эти сервоприводы до лучших времен. Все равно в последствии хотел заменить стоковые аналоговые сервоприводы EMAX ES08MA II на цифровые. Нашлись три сервопривода EMAX ES09MD, подготовленные для установки на 450-й вертолет, и один сервопривод VWINRC MG90D пришлось снять с рабочей модели - установил его на руль направления. Сервоприводы EMAX ES09MD мне не очень понравились. Работают медленно и у всех трех был достаточно сильный поперечный люфт вала. Напротив, сервопривод VWINRC MG90D оказался, на мой взгляд, намного лучше. Уже поработав некоторое время на вертолете, он не имел поперечного люфта и легко вращался рукой. Да и работал гораздо быстрее. Позже заменю все сервоприводы на самолете на VWINRC MG90D.

Мне все же удалось подобрать алгоритм, при котором Tarot ZYX-S будет работать с DSMX-сателлитом. Действовал строго по инструкции: подключил DSMX-сателлит через отдельный шнур со степдауном к каналу руддера. Замкнул отдельным проводом разъем элеронов и крайний справа разъем на блоке, а питание подал на один из каналов сервоприводов. При этом сателлит перешел в режим сопряжения. В настройках выбрал значение "DSMX-2". А дальше начинается шаманство. Как я не пытался сделать сопряжение с моим передатчиком DEVO10 с прошивкой Deviation в режиме DSMX - ничего не получалось. Сателлит просто потухал и не подавал признаков жизни. Тогда я начал изменять количество доступных каналов в конфигурации модели, больше от безысходности, нежели в надежде. И случилось чудо! Когда я выставил 8 каналов, то DSMX-сателлит забиндился и все каналы заработали нормально! Вот рабочая конфигурация для передатчика.

Ранее я пробовал сначала забиндить DSMX-сателлит с отдельным приемником, а потом подключать к блоку стабилизации. Но при этом некоторые каналы вообще не работали, а некоторые работали неадекватно. Так что единственным выходом было забиндить DSMX-сателлит непосредственно с блока стабилизации. И мне это удалось!

Привожу свои параметры Tarot ZYX-S, может кому будут полезны. С ними Hummer EPP 3D PNP точно полетит, а там уж подправить под себя всегда можно.


После всех этих приключений наконец-то зафиксировал всю электронику на самолете. Блок стабилизации поставил под крыло в районе центра тяжести на пористый двухсторонний скотч - как и рекомендует руководство.


Все провода аккуратно собрались в небольшой клубочек. Рядом пропустил между крылом и фюзеляжем ленту-липучку для фиксации аккумулятора. Чтобы липучка не повредила фюзеляж, подклеил кусочек твердого синего пенопласта.

У регулятора укоротил выводы и поставил его недалеко от двигателя. А силовой провод через прорезь в фюзеляже в районе шасси вывел на другую сторону.


Регулятор притянул стяжкой. А с обратной стороны подложил под стяжку полоску синего твердого пенопласта, чтобы фюзеляж не проминался.


В качестве силового разъема использовал XT-60 - тяжеловатый, зато надежный. Получилось так, что аккумулятор расположился практически по центру тяжести самолета. То есть можно ставить аккумуляторы любой емкости и это не сместит центр тяжести. Я не стал приклеивать липучку к фюзеляжу и аккумулятору, а просто обмазал место установки аккумулятора клеем. Клей высох и образовалась пленка, которая надежно удерживает аккумулятор, если его притянуть лентой-липучкой.


Так получилось, что вся электроника находится с одной стороны фюзеляжа, а аккумулятор - с другой. Только после всех этих манипуляций, убедившись, что все работает, приклеил шасси. Все, самолет собран и готов к первому полету! Вес без аккумулятора получился 410 грамм. Немного больше, чем хотелось бы. Взлетный вес с аккумулятором ONBO 1400мА/ч-3S-35C выходит 520 грамм.


У меня нашелся и bluetooth-модуль для подключения Tarot ZYX-S к компьютеру или планшету. Очень удобно в поле делать настройки.


Самолет получился очень добротным, приятным и легким в сборке. Мне очень нравится! Как раз то, что и хотелось. Да и полетел Hummer EPP 3D PNP просто прекрасно!


Испытал режим удержания на Tarot ZYX-S - великолепная штука! Можно вытворять чудеса пилотажа без какого-либо опыта полетов на самолетах.


Желаю всем удачных полетов и мягких посадок!

1 комментарий :

  1. ну судя по тому, что в мануале deviation под dsm протоколы пишут что-то в стиле "Note that many receivers with less than 8 channels require the Transmitter to send 7 or fewer channels. Make sure the # of channels is set appropriately for the receiver. " то подбор правильного количества каналов вполне логичный шаг : )
    Хотя шаманство ещё то, судя по описанному здесь.

    ОтветитьУдалить