26 декабря 2015

XK K120 - обзор

Вот уже давно у меня лежит новый вертолет XK K120. Как только я его получил, то на следующий день начались проблемы с электричеством. Совершенно не было возможности даже хоть раз запустить его. Но все более-менее наладилось и появилась возможность сделать обзор.


Итак, перед нами довольно интересная модель вертолета XK K120 120-го размера с питанием от двухбаночного аккумулятора.

Технические характеристики:
  • Диаметр основного ротора: 275мм
  • Диаметр хвостового ротора: 45мм
  • Длина: 260мм
  • Высота: 83мм
  • Взлетный вес: 77.85г
  • Вес без аккумулятора: 60г
  • Аккумулятор: 300мА/ч 2S 25C
  • Основной двигатель: бесколлекторный 1106
  • Хвостовой двигатель: 8520
  • Протокол управления: Futaba S-FHSS
  • Имеется 6G-режим
В комплекте, кроме вертолета XK K120 и пульта XK X6, было зарядное устройство с блоком питания, один аккумулятор, шестигранный ключ и отвертка, запасные основные лопасти, хвостовой винт и основная шестерня, инструкции к пульту и вертолету на английском.


Упаковано все было в точно такие же красивые черные коробочки, как и у XK K110. Позабавило наличие фиксатора лопастей - как у взрослого вертолета:)

Традиционно начну с хвоста. Удивила хвостовая балка. Она внешним диаметром 5мм, внутренним 4мм, сделана из карбона, причем из плетеного карбона! Видимо хвостовая балка будет вечной на этом вертолете.


Хвостовой плавник сделан в виде хомута и фиксируется защелкой за хвостовой кейс. Предполагается, что при аварии он будет проворачиваться на балке. Не надейтесь! Хвостовой плавник сделан из хрупкого пластика. Будет разлетаться в щепки при первой же возможности.


Мотор фиксируется пластиковой крышечкой. Она же скрывает разъем подключения мотора и защищает сам мотор от повреждений.


Хвостовой мотор диаметром 8.5мм, длиной 20мм. Впервые такой мотор на хвосте встретился у WLToys V931. По моему, он тяжеловат для этой модели - буду менять на бесколлекторный.


Хвостовой ротор диаметром 45мм, довольно прочный и гибкий. В сравнении с винтами от других моделей по размеру: черный винт 48мм, черный винт для WLToys V977, стоковый винт, винт из набора четырех цветных, винт из красного набора для WLToys V977.

Крепление хвостовой балки к раме выполнено в виде хомута, зажимающегося болтиком.


Здесь же видна площадка, фиксирующая задние сервоприводы. Эта деталь совмещает в себе еще и держатели канопы, и планку антивращателя тарелки автомата перекоса.

С правой стороны расположен передний сервопривод. Очень хорошо видно, что качалка с тягой правого заднего сервопривода практически упирается в передний сервопривод.


И тяги от сервоприводов до тарелки как бы завалены назад, а не стоят вертикально. Нужно развернуть задние тяги другой стороной. Вот так:


Кстати, тяги вставлены в предпоследние отверстия качалок, так что есть небольшой запас, чтобы прибавить резвости вертолету.

Что касается самих сервоприводов. Они не очень надежные. Выгорают силовые ключи на плате управления, ломаются шестеренки. Мотор сервопривода очень слабый. Слабее даже, чем у более мелких сервоприводов от WLToys V977. Если продолжать использовать стоковые сервоприводы, то мотор можно заменить на более длинный и в задней крышке сервопривода сделать под него отверстие, как у сервоприводов WLToys V977. Попробую это сделать - длинные моторы уже заказаны.

Есть еще вариант - искать альтернативные сервоприводы. Требуются сервоприводы высотой не более 16.3мм. Как показали себя сервоприводы EMAX ES9251 я уже рассказывал. Парочка подходящих по габаритам сервоприводов с HobbyKing не подошла. Это HK-282A - аналоговый сервопривод, и HK15318B - цифровой сервопривод в таком же корпусе. Последний оказался медленным, об этом было сообщение на форуме. Есть еще один подходящий сервопривод PDI-1102HB, но где его приобрести - я не нашел. Если на стоковых сервоприводах будут часто ломаться шестеренки, то попробую все сервоприводы заменить на HK-282A, но поставлю в них контроллеры от стоковых сервоприводов и длинные моторы.

Заканчивая рассматривать сервоприводы, остановлюсь на креплении переднего сервопривода. Это просто небольшая пластинка из пластика.


Не уверен, что этого будет достаточно. Передний сервопривод, при такой схеме расположения, испытывает довольно большие нагрузки. Пластинка может и не выдержать. Или ее крепление к раме. Качалка переднего сервопривода практически упирается в двигатель.

Мотор отличается от двигателя XK K110/WLToys V977 только обмоткой и цветом. В остальном - тоже самое. Посадочное место на раме под двигатель сделано так, что мотор большего диаметра установить будет проблематично.


Для сравнения сделал фотографии трех моторов: WLToys V977, XK K120, HiSky HCP100S.


Габариты моторов почти идентичны, но высота кольца с магнитами у мотора от HiSky HCP100S на доли миллиметра выше. А вот диаметр на половину миллиметра меньше - 14мм. По обмотке тоже все моторы отличаются. У мотора WLToys V977 обмотка в одну жилу и соединение треугольником, у XK K120 - две жилы и соединение звездой, у HiSky HCP100S в одну жилу и так же соединение звездой. Если разобрать моторы, то внутри будет вот такая картина:

Мотор от HiSky HCP100S отличается чуть более высоким статором. Диаметр статора у всех моторов одинаков и составляет 11мм. Я не стал разбирать мотор от XK K120, так как он бы выглядел внутри точно так же, как мотор от WLToys V977. Ротор двигателя HiSky HCP100S отличается от других. Он тонкий, легкий и имеет узкие магниты. По своему опыту знаю, что мотор с таким ротором будет заметно более оборотистый и мощный, чем аналогичный с более тяжелым ротором. Так что двигатель от HiSky HCP100S будет незамедлительно установлен на XK K120, да еще с пиньеном на 9 зубьев. О результатах расскажу ниже.

Рассмотрим вертолет снизу. В отличии от XK K110/WLToys V977, где шасси крепится к раме в четырех точках, здесь шасси крепится в двух точках. Не знаю еще, хорошо это или плохо - время покажет.


На моторе установлен точно такой же пиньен на восемь зубьев, как у XK K110/WLToys V977. Основная шестерня закреплена на валу болтиком. Рекомендую сразу убрать этот болтик, провернуть шестерню на валу и заменить болтик зубочисткой - при авариях зубочистку будет срезать и зубья шестерни останутся целые. Здесь же видно, как криво установлена плата регулятора - придется выравнивать паяльным феном. На плате регулятора видны шесть силовых ключей и стабилизатор напряжения 78D05F на 5В. Этот стабилизатор работает только на сервоприводы и он ужасно греется. Надо будет с этим что-то решать.

Разъем подключения аккумулятора закреплен прямо на шасси. Это обычный балансировочный разъем. Как оказалось, вставлять - извлекать аккумулятор просто мучение. Вроде решение без лишних проводов интересное, но реализация...


Да еще ко всему прочему обычный аккумулятор не купишь, только предназначенные для данной модели или для вертолета T-Rex 150.


Основная шестерня немного отличается от шестерни XK K110/WLToys V977. Она немного выше в ступице, имеет отверстие для крепления болтиком к валу, и лучи шестерни утолщаются по направлению к ступице. Сами же зубья шестерни точно такой же толщины, как у XK K110/WLToys V977. Это не очень хорошо, так как нагрузка на шестерню увеличилась и зубья будут выкрашиваться гораздо сильнее, чем у XK K110/WLToys V977.


Вал у XK K120 почти такой же, как у XK K110/WLToys V977. Разница только в отсутствии отверстия для стопорного кольца и чуть большей длины под новую основную шестерню. Ну и есть отверстие для крепления основной шестерни. Стопорное кольцо теперь металлическое. Вал от XK K120 можно использовать с новой шестерней на XK K110/WLToys V977. Так как вал полый, то, чтобы он никогда не погнулся, я вклеиваю внутрь карбоновый пруток на полтора миллиметра.


На голове подробно останавливаться не буду. Тарелка автомата перекоса, хаб, цапфы - все из металла. Все очень высокого качества, полностью совместимо с XK K110/WLToys V977. Даже отдельным апгрейдом продается. Межлопастный вал, понятное дело, так же совместим. Хочу отметить, что для этой модели межлопастный вал диаметром полтора миллиметра явно маловат. Для тех нагрузок, с какими летает вертолет XK K120, сюда бы гораздо больше подошел межлопастный вал диаметром 2мм.

Лопасти у XK K120 оригинальные, ни на что не похожие. Сделал фотографию в сравнении с другими.


Сверху лопасть от XK K120, затем от WLToys V931 и от XK K110. По длине лопасти получаются, как у WLToys V931. Лопасти XK K120 наиболее жесткие из представленных.

Плата приемника и регулятора основного двигателя соединены вместе. Для надежности бутерброд приклеен к раме термоклеем. Чтобы заменить плату, придется приложить немало усилий!


Разъем между двигателем и регулятором не очень надежный. Лучше от него избавиться и припаять двигатель напрямую к регулятору. На фотографии виден пустой четырехпиновый разъем в углу платы приемника. В ранних версиях модели XK K120 в этот разъем вставлялась дополнительная плата с гироскопами.


По каким-то причинам позже от нее отказались. Сама плата приемника ничем особо не примечательна.


Содержит чип приемника CC2500, чип гироскопов MPU6050 и процессор. С левой стороны имеется кнопка сопряжения с передатчиком.

Канопа у XK K120 по форме точно такая же, как у XK K110/WLToys V977. Отличается только вырезом снизу под разъем аккумулятора и другим расположением крепежных отверстий.


По толщине канопа похожа на аналогичную от WLToys V977. Положение канопы на модели не очень понравилось.


Канопа откровенно задрана вверх и выглядит, на мой взгляд, не очень эстетично.

Чтобы был более понятен размер вертолета XK K120, сделал фотографии в сравнении с XK K110.


Габариты практически такие же. Разница только в диаметре основного ротора. И по высоте немного больше.

Стоковые аккумуляторы на 300мА/ч на 25С весом 17.85г. Не пытайтесь вытаскивать их из шасси за хлястик - оборвется!


Для эксперимента я взял похожий по габаритам аккумулятор на 300мА/ч 35C весом 18.45г. Ну и длинные же у него провода! Наверное целый грамм весят. Этот аккумулятор мне больше понравился. С ним вертолет немного живее себя ведет. Осталось придумать, как у него убрать провода и будет отличная замена стоковым аккумуляторам.

Попробовал в работе стоковое зарядное устройство. Заряжает быстро и точно. Единственное, не хватает звуковой сигнализации окончания зарядки.

Про передатчик XK X6 и его настройку подробно рассказывал ранее.

Для управления вертолетом XK K120 используется 6 каналов:
  1. Элероны
  2. Элеватор
  3. Газ
  4. Руддер
  5. Режим гироскопа 3D/6G
  6. Шаг
В передатчике для канала шага и газа есть пятиточечные кривые. Ниже приведу для них рекомендуемые значения:

Кривая газа для нормального режима: 1 - 0, 2 - 50, 3 - 60, 4- 70, 5 - 80.
Кривая газа для режима Idle: 1 - 100, 2 - 100, 3 - 100, 4 -100, 5 - 100.
Кривая шага для нормального режима: 1 - 40, 2 - 45, 3 - 50, 4 - 65, 5 - 80.
Кривая шага для режима Idle: 1 - 30, 2 - 40, 3 - 50, 4 - 60, 5 - 70.

На пятом канале находится переключатель режимов 3D/6G. При значении от 0 до 30 будет работать режим 3D, при значении от 70 до 100 - режим 6G.

Режим сопряжения (Bind)
Включаем передатчик, включаем модель. На модели нажимаем кнопку сопряжения и держим примерно секунду. Индикаторы на приемнике погаснут и начнет моргать красный индикатор. Когда загорится ровным светом синий и красный индикаторы - сопряжение состоялось.

Калибровка акселерометров
Включаем передатчик, включаем модель. Модель ставим на ровную поверхность. Ждем завершения процедуры сопряжения. Индикаторы на приемнике должны загореться ровным светом. Одновременно переводим левый стик в нижний левый угол, а правый стик в нижний правый угол. Синий индикатор начнет быстро моргать. Отпускаем стики. Через секунду моргнет красный индикатор и индикаторы снова будут светиться ровно - значения калибровки сохранены.

Настройка режима 6G
К сожалению, данную процедуру по каким-то причинам убрали из прошивки приемника. Даже в документации отсутствует соответствующий раздел.

Ну что же, покажу как летает XK K120. Погода особо не радовала - было пасмурно, поэтому толком полетать и не удалось. Положение вертолета еле видно на фоне темного неба - летал "по приборам":)


Сначала не очень понравилось. Вертолет был вяловатым, были просадки. Немного позже все таки поставил двигатель от HiSky HCP100S с пиньеном на 9 зубьев. Вот тогда XK K120 полетел! Еще немного подправил кривую шага для режима Idle: 1 - 28, 2 - 39, 3 - 50, 4 - 61, 5 - 72.


Да, модель получилась несколько сыроватой. Я ожидал большего. В первую очередь подвели сервоприводы - не нашлось достойных аналогов. Во вторую очередь - основной двигатель. Он проседает под нагрузкой. В третьих - хвост. Вертолет слишком медленно пируэтит. Непривычно медленно. И из-за достаточно большого хвостового ротора и медленного хвостового мотора, модель покачивает хвостом при боковом ветре. Хотя сам хвост на силовых фигурах держится отлично. Но все равно, он мне показался слишком тяжелым. Не понравился силовой разъем аккумулятора.

Отмечу, что понравилось. С мотором от HiSky HCP100S получилась отличная динамика, без просадок. После полетал на своем переделанном WLToys V977. Не, так не пуляет! Вертолет XK K120 имеет прекрасную стабилизацию. При пролете против ветра не дельфинит. Хвостовая балка с огромным запасом прочности. Отличная механика головы основного ротора. Ветер этому вертолету без разницы - не замечает.

Как всегда, вертолет XK K120 ждут небольшие переделки. Скорее всего будет заменен регулятор основного двигателя, установлен регулятор хвостового двигателя, заменен стабилизатор питания сервоприводов, заменен хвостовой мотор. Поэкспериментирую с сервоприводами и с основным мотором.

На этом пока все. Вроде бы ничего не забыл. Продолжение следует!

32 комментария :

  1. Во время полёта работает стик 6g/3d?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, не работает. Попробовал взлететь в 6G, в полете выключил его, но режим так и остался. Приземлился, поднялся - только тогда 6G отключилось. Видимо это фича такая.

      Удалить
    2. Сегодня забрал на прочте (шел 45 дней) xk k110 bnf за ~$39 (верт пришёл без брака). Соединил его с передатчиком x6 от к120 и 6G/3d работает в полёте, а вот режим ldle при вкл. 6G не работает как у к120. Вот такие мелкие фичи!

      Удалить
    3. Так это и у V977 было. Тоже при включенном 6G Idle не работал.

      Удалить
    4. Ошибочна вышла. 6G ldle у к110 работает! Сразу не распознал т.к. по сравнению с к120 двигатель работает в раза тише.

      Удалить
    5. Там просто мотор на полные обороты выходит, как и задано кривой в пульте. И шаг получается, как и положено в Idle режиме. Но само управление остается как в 6G - вертолет не перевернуть в инверт.

      Удалить
    6. Так и есть. Прилогаю наличие этого режима улучшить управляемость при сильном ветре.

      Удалить
  2. В нутрии Сервы напряжение на двигателе 5.0v, вы заказали движки на 3.7V. Не сгорят? Родные двигатели перегреваюся и горят при свободном вращении после краша (если вовремя не отключить аккум).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется, что родные движки на сервах горят из-за слабого регулятора напряжения. Если просто сервами шевелить, то регулятор так нагревается, что палец на нем не удержишь. Надо его менять на нормальный. У меня подобное было на самолете. Из-за слабого БЕКа горели сервы. Здесь похожая ситуация.

      Удалить
    2. Регулятор - это стабилизатор напряжения 78D05F на 5В?

      Удалить
    3. Ага, он самый. Греется жутко.

      Удалить
  3. Здравствуйте. Я новичок. Присматриваю себе первый вертолёт. Скажите, если я возьму BNF XK K120, то смогу его к Devo 7/8s привязать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. К Devo7 - точно нет, а вот к Devo8S - может быть, но сейчас - нет. Возможно разработчики Deviation сделают поддержку протокола Futaba S-FHSS, тогда будет возможно. Так что пока лучше взять RTF. Но для первого вертолета XK K120 не очень подходит. С большой долей вероятности будет много дров. Лучше пока взять RTF XK K110, а потом, если получится летать, то взять BNF XK K120 - будут на одном пульте.

      Удалить
    2. McHeli писал - "Но для первого вертолета XK K120 не очень подходит."
      Могли бы Вы разъяснить, почему? цена краша у них вроде бы сопоставима. Или нет? Просто все эти 30-ти, 40-ка граммовые вертушки кажутся мне слишком лёгкими, и настройки урезаны (тот же самый ресивер не подкрутить). И чуть более тяжёлой вертушкой должно быть, по идее, легче управлять. Я вообще думал v120d02s взять и потом на master cp пересесть, но не уверен, стоит ли вообще с валкерой связываться из-за её отказа от вертушек.

      Удалить
    3. У XK K110 настройки точно такие же, как у XK K120. Цена аварии не сопоставима ни разу. Чем легче аппарат, тем меньше он страдает при аварии. Управлять большим вертолетом легче, но большим можно назвать разве что класс так от 500-го. Тогда да, вертолет дает время подумать. У XK K110 при средней аварии разве что зазубрины на лопастях будут, у XK K120 сразу же межлопастный под замену и не факт, что основная шестерня выживет. Плюс нет в наличии альтернативных дешевых серв, а у них шестеренки будет выкрашивать на раз. А вот у XK K110 сервы почти не страдают. На том же V977 я спокойно даю летать новичку без боязни, что он угрохает вертолет в хлам, а вот K120 я бы никогда новичку в руки не дал. И себя покалечит, и модель в дрова превратит. Все таки разница в мощности довольно большая. Хотя по степени стабильности они примерно одинаковы.

      Удалить
    4. Большое спасибо. Убедили. А что думаете на счёт отказа валкеры от вертолётов? По идее это должно повлечь за собой вымирание запчастей в магазинах, а так же пультов и протокол Futaba S-FHSS тем более ждать не стоит. Должно всё это означать, что валкеровские вертолёты не стоит рассматривать в качестве первого?

      Удалить
    5. Да, валькеровских запчастей уже мало, это чувствуется. Так что их вертолеты брать смысла нет. С пультом я пока сильно не переживаю, их еще выпускают. Тем более код Deviation можно перекинуть и на другую платформу, лишь бы нашелся энтузиаст, который это может сделать.

      Удалить
  4. При поиске запчастей стоит в поиске указывать wltoys v977, тогда цена на них будет в ~ 2-3 раза ниже! Например сервы можно приобрести за $3.6 - $5.6 и т.д.

    ОтветитьУдалить
  5. Замечательный обзор, спасибо! Немного офтопа: в абзаце про аккумуляторы заинтересовала ссылка на Align T-Rex 150 DFC. На офф. сайте написано "T-Rex 150 DFC features built in Futaba S-FHSS 2.4Ghz system, and support the use of Spektrum DSM2/DSMX / JR DSM2/DSMJ/DMSS satellite receivers." Означает ли это, что его можно будет забиндить с пультом XK X6, ведь он тоже как бы поддерживает Futaba S-FHSS?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю что да. Я еще не пробовал забиндить XK K120 с футабовским пультом, и наоборот не пробовал забиндить футабовский приемник с пультом XK X6. Такое летом будет возможно, когда друг приедет с футабовским оборудованием.

      Удалить
  6. https://drive.google.com/file/d/0B5MKP789bMROdXdLaVV3bG5NTmM/view?usp=docslist_api Помогите определить сгоревший чип на плате сгорел по причине закороченого хвостового двигателя. Посоветуйте как лучше устранить ету поломку и скажите маркировку данного чипа зарание благодарю за помощь)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это силовой ключ SI2300DS. Точно такой же стоит на плате V977/K110.

      Удалить
  7. Доброго времени суток.Хотел спросить ,какой мотор к качестве абгрейда сейчас можно рассмотреть для XK-120?Моторов от HiSky HCP100S уже нигде нет в продаже!У меня уже есть XK-124,и XK-110.Хотелось бы конечно модель более мощную.Есть мысли купить мотор,раму и "мозги" от 120-го,и 3 сервы D03018MG,и собрать из 110-го 12-й..Или не стоит заморачиватся,а сразу купить 120-й и поменять сервы и мотор?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Можно любой мотор использовать размера 1106 на 8000kV или около того. Только валы у них у всех короткие, надо будет менять на более длинный, чтобы пиньен поставить. Сервы D03018MG не влезут в раму от K120, там размер серв нестандартный. Кроме родных влезают только Emax ES9251.

      Удалить
  8. Спасибо!По поводу серв D03018MG.Видел фото на форуме,где они как то влезли. http://forum.rcdesign.ru/attachment.php?attachmentid=1168830&d=1454771114
    Хотел ещё спросить,удалось переделать у ХК120 хвост на бесколекторный?Если да,поделитесь пожалуйста информацией.Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Переделать-то переделал, но оно пока не очень летит:
      https://www.youtube.com/watch?v=7vgOBipCJ2E
      Появилась прошивка под более современные регуляторы, но у меня пока нет подходящих. Можно полистать буржуинский форум несколько страниц назад:
      https://www.rcgroups.com/forums/showthread.php?2766602-Small-Talk-Micro-Heli-daily-chatter-comparisons-stories-flight-tips/page174

      Удалить
  9. Доброго времени суток!Заказал регулятор XP-12A на замену стоковому.Возник вопрос по подключению к основной плате.Основная плата соединяется 4-мя "ножками" с штатным регулятором-2 с одной стороны,2-с другой.Хотел узнать-куда с нового регулятора подавать питание,и откуда брать управление регулятором.Ещё(на будущее) хотел узнать -сигнал с силового ключа на плате ХК-120 для хвоста брать с той-же ножки как и у ХК 110?Т.Е.ножка правая верхняя(если смотреть на ключь вот так Y)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так там на плате полетника все подписано. С правой стороны подается плюс с батарейки и общий. Плюс уходит на питание хвостового мотора. С левой стороны с БЕКа регулятора подается 5В для питания серв и на регулятор уходит PPM-сигнал газа. Сигнал для БК-хвоста брать с той же ножки ключа. Но пока ни у кого нормально не получилось завести БК-хвост. Нет подходящего регулятора для этого. Вернее достойных регуляторов тьма, но нет под них прошивки.

      Удалить
  10. Доброго времени суток.Переделал свой ХК-120 .Основной регулятор взял XP-12A ,на хвост XP-7А (перепаял резисторы и прошил прошивкой Fast 11.2 TAIL.Хотел узнать,куда припаивать минусовой провод от выхода основного регулятора,который выходит в паре с сигналом и плюсом?И ещё,куда паять + и - с регулятора хвоста(которые то-же идут в паре с сигнальным проводом.Проблема в том,что пока странно работают оба мотора.Хвост сам не стартует,только если резко дёрнуть хвостом в сторону,а основной мотор сильно греется,и на полном газу начинает не хватать питания плате(сервы начинают перекашивать и светодиоды тухнуть).

    ОтветитьУдалить
  11. Приветствую! По кривым шага и газа всё понятно, а что насчёт экспонент и Gyro, какие лучше ставить и почему? Какие ещё можете дать рекомендуемые значения для дуал рейта?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чувствительность гироскопа у этой модели не регулируется и описание есть в инструкции. При значении 70-100 - 6G-режим, при 0-30 - удержание хвоста. Расходы каждый подбирает под себя, это слишком индивидуально. Я обычно ставлю на тумблер 100% и 70%, оба с экспонентой в 30%.

      Удалить