06 января 2015

HiSky HCP100S - обзор модели

Прямо под Новый Год, 31-го декабря, получил посылку с новым вертолетом HiSky HCP100S! Уже и не ожидал получить до Нового Года, а тут такой подарок! Все было упаковано очень добротно, даже коробка нигде не помялась, а содержимое и подавно осталось целым.


Коробочка очень небольшая, простая, прочная. С другой стороны коробки наклейка с параметрами модели.


В комплекте присутствует собственно вертолет HiSky HCP100S, диск с инструкцией на китайском и английском языке, отвертка, шестигранный ключ, набор линков, межлопастный вал, четыре резиночки для канопы, полный набор болтиков, комплект основных лопастей зеленого цвета, хвостовой ротор, две запасные антивибрационные прокладки для основной платы и один аккумулятор.


Комплект достаточно полный, на первое время запасных частей хватит. По моему, не хватает только запасной основной шестерни.


Параметры HiSky HCP100S видны на этикетке. Это микровертолет сотого размера с двумя бесколлекторными двигателями. Питание модели идет от двухбаночного аккумулятора. Вес модели без аккумулятора 50.15г, с аккумулятором 75.8г. Для своего размера модель очень тяжелая. Ближайшими по классу моделями являются Blade mCPX BL и T-Rex 150 DFC. Но у последних несколько больший диаметр основного ротора.


Для управления может быть использован любой современный передатчик при подключении внешнего модуля HiSky HT8, либо DSMX-совместимый передатчик при подключении к модели DSMX-сателлита, либо передатчики DEVO с прошивкой Deviation и установленным модулем nRF24L01, либо могут быть использованы шестиканальные передатчики HiSky. Обо всех возможных способах подключения вертолета HiSky HCP100S будет рассказано позднее. Это довольно большой материал, требующий отдельной статьи.

Вертолет HiSky HCP100S имеет трех-осевую систему стабилизации и пирокомпенсацию, реализованную только алгоритмами, без участия акселерометров, так как их просто нет. Из-за этого качество пирокомпенсации оставляет желать лучшего.

Начну с хвоста. Держатель хвостового мотора выглядит очень массивным. Сломать такой будет непросто. Не совсем понятно назначение огромного круглого выступа с левой стороны. Да и сама идея защиты всего хвостового двигателя вызывает сомнения. Модель не начального уровня, лучше бы вес уменьшили и добавили жесткости держателю.


Хвостовой ротор диаметром 42мм, выглядит очень прочным. Не очень удачная фиксация держателя к хвостовой балке с помощью болтика. Балка практически треснула в том месте, где в нее вошел болтик.


Хвостовая балка квадратная, сечением 3x3мм, длиной 130мм, внутри отверстие диаметром 2мм под провода.

Хвостовой двигатель 8200kV, имеет шесть магнитов и девять полюсов, обмотки соединены звездой. Диаметр двигателя 14мм, ширина кольца с магнитами 3мм, посадочное место диаметром 6мм. Будет сложно найти альтернативный держатель хвостового двигателя под такие параметры.


Вал под хвостовой ротор диаметром 1.3мм. Внутри держателя двигатель крепится довольно слабо, практически висит на проводах. При жестких посадках возможно выпадение двигателя из держателя и обрыв проводов. Проводки очень тонкие, надо с ними аккуратнее.


Провода хвостового двигателя выходят прямо из балки. Не очень понравилось, что провода идут без изоляции рядом с сервоприводами. Хвостовая балка зафиксирована в раме с помощью болтика. Держатель хвостовой балки достаточно прочный, выдержит любые аварии.

Рама имеет совсем простой прямоугольный дизайн. Она из очень прочного жесткого пластика. Очень интересное решение по установке блока электроники.


К раме приклеена антивибрационная прокладка, затем к ней приклеена небольшая платформа, на которую уже и устанавливается блок из основной платы и регуляторов. К плюсам такого решения  можно отнести хорошую вентиляцию электронных компонентов и прочность установки блока электроники.

По сравнению с предыдущей моделью HiSky HCP100, у HiSky HCP100S сервоприводы расположены наоборот: два сзади и один спереди. Сервоприводы стоят точно такие же, как на предыдущей модели, они рассчитаны на питание от однобаночного аккумулятора. Чтобы сервоприводы не сгорели, на них подается пониженное напряжение 4.55В с основной платы.

Шасси выполнены из очень гибкого и упругого пластика, такой уже встречался на других моделях микровертолетов и шасси из него получаются практически вечными.

Основной двигатель по параметрам очень похож на HP06. Имеет 8000kV, шесть магнитов и девять полюсов. Намотан витков по 8-9 на зуб. Обмотки соединены звездой.


Диаметр ротора 14мм, высота кольца с магнитами 7мм. Двигатель очень близко расположен к переднему сервоприводу. На валу двигателя сидит пиньен с модулем 0.3 и девятью зубъями. Разъемы между двигателями и регуляторами просто ужастные. Очень слабые, заизолированы плохо. Могут прямо в полете выскочить. Буду от них избавляться.


Основная шестерня точно такая же, как у предшественника. Модуль 0.3, имеет 64 зуба. Передаточное отношение получается 7.(11). - достаточно высокое.

Основной вал диаметром 3мм. Он стальной, полый. Первый раз встречаю реализацию основного вала так, чтобы стопорное кольцо было выполнено с валом, как единое целое. Это хорошее решение. Еще одно новое решение - болтик, фиксирующий основную шестерню. Вворачивается прямо в вал. Кстати, осторожнее, из коробки болтик не затянут! Его нужно затянуть со средним локтайтом.

Дошла очередь и до того, что расположено выше по основному валу. На самом деле тут мало интересного.


Тарелка автомата перекоса заимствована от предыдущей версии. Спорное решение, лучше бы сделали передний рог тарелки таким  же, как и два остальных, а не раздвоенным, и туда же вынесли бы пин антивращателя, а планку антивращателя расположили бы в передней части рамы, а не сбоку. А так, шарик на переднем роге, скорее всего, будет первым отваливаться при авариях. Рога тарелки расположены под 140 градусов. Диаметр шариков под линки 2мм.

Голова основного ротора, межлопастный вал, цапфы, линки и лопасти - все стоит от предыдущей версии HiSky HCP100. Диаметр межлопастного вала 2мм. Надеюсь, что он не будет гнуться при незначительных авариях. Лопасти откровенно маловаты для такой мощной силовой установки и большого веса модели.

Канопа непрочная, быстро придет в негодность. Так же совместима с предыдущей версией модели, только расположение нижних отверстий не совпадает.

Блок электроники состоит из двух плат: приемник с системой стабилизации и сдвоенный регулятор для бесколлекторных двигателей. На верхней стороне платы приемника и стабилизации расположены три разъема для сервоприводов. Разъемы имеют шаг 1мм.


Для питания основного микроконтроллера стоит стабилизатор XC6206P332MR на 3.3В, а для питания блока гироскопов стоит стабилизатор LM6206-3.0 так же на 3.3В. В качестве принимающей микросхемы стоит nRF24LE1. Рядом расположен разъем для подключения DSMX-сателлита. Кстати, сателлит может работать только на частоте 22мс. С обратной стороны стоит основной микропроцессор, который мне не удалось идентифицировать, блок гироскопов с акселерометрами MPU-3050 и память FT24C16A. Антенна традиционно представлена надломленным проводом - нужна замена.

Плата регуляторов основана на микроконтроллерах Silabs C8051F330. Для регуляторов использована прошивка BLHeli. Можно легко и непринужденно менять настройки регуляторов по своему усмотрению, но об этом чуть позже. Для основного мотора использована прошивка XP7A-12.1, а для хвостового - XP7A-10.4.


На верхней стороне платы видно два микроконтроллера, стабилизатор напряжения HT7133-1 на 3.3В для их питания, ряд силовых ключей N-типа SM3401NSQG на 30В/50А. С нижней стороны расположены силовые ключи P-типа SM3331PSQG на 30В/40А. Тут же расположены выводы для подключения программатора. Регуляторы вполне потянут мощный двигатель, если планируется сделать апгрейд.

Двухбаночный аккумулятор вертолета имеет вес 25.65г. Габариты 60x18x12мм. Объем, как видно, 450 мА/ч. Очень большой и тяжелый аккумулятор для этого класса вертолета. Больше подошел бы для модели вертолета Blade 130X.


А вот аккумуляторный отсек в шасси имеет габариты 21x12мм, так что можно попробовать приспособить аккумуляторы и от других моделей - места достаточно. Аккумулятор имеет два разъема: силовой JST и стандартный балансировочный. Заряжать можно любой современной зарядкой в режиме балансировки.

На всякий случай приведу список деталей HiSky HCP100S, совместимых с предыдущей версией вертолета HiSky HCP100: лопасти основного ротора, цапфы с подшипниками, межлопастный вал, демпферы, голова основного ротора, тарелка автомата перекоса, линки от цапф к тарелке, основная шестерня, подшипники основного вала, сервоприводы и частично канопа.

У меня большие подозрения, что модель создавалась с расчетом на то, чтобы максимально избавиться от залежавшихся на складах деталей от предыдущей версии, так как некоторые элементы конструкции просто ставят в тупик.

Видео полетов будет позже, после предполетных модификаций, о которых расскажу отдельно. Будет и обзор по всевозможным способам управления моделью. Сразу же нужно приступать к поиску альтернативного держателя хвостового двигателя и нормальной тарелки автомата перекоса.

Пока делал обзор, стали доступны RTF-версии вертолета: HiSky HCP100S с небольшим пультом H-6 и HiSky HCP100S с полноразмерным пультом X-6S.

На этом пока все, продолжение следует...

2 комментария :

  1. Оборвал провода на хвостовом моторе, его надо перематывать или просто подпаять проводки можно, если их найти?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Провода там тонкие. Если хватит конца подпаяться,то можно и так. Только с зубьев сматывать нельзя. Там определенное количество витков набито. Провода можно подпаять более толстые, а вот тоньше - нельзя.

      Удалить