22 января 2017

Eachine FatBee FB90 - комнатный FPV-шмель

Давненько хотел попробовать полетать по дому по FPV, даже пытался переделать один из маленьких квадриков. Попытавшись понял, что не хватает мощности квадрику таскать на себе еще и камеру. Не очень квадрик летит на одно-баночном аккумуляторе. Решил попробовать двух-баночный вариант. Взял квадрик Eachine FatBee FB90.


Внешне очень прикольный:) Квадрик может комплектоваться приемником с протоколом DSM2, FlySky или FrSky. Краткие характеристики квадрика Eachine FatBee FB90:
  • База: 90мм
  • Размеры: 118x118x70мм
  • Вес без аккумулятора: 42 грамма
  • Вес с аккумулятором: 63 грамма
  • Полетный контроллер: SP RACING F3_EVO_Brush
  • Моторы: 8520
  • Размер пропеллеров: 40мм
  • Камера: 520TVL CMOS 1/4 дюйма
  • Видео-выход: PAL / NTSC
  • Видео-передатчик: 5.8 грамм, 25мВт 48 каналов
  • Аккумулятор: 400мА/ч 2S 25C
Приехала совсем небольшая коробочка. Как обычно, слегка помятая. Сбоку стоит отметка о типе приемника. Как видно на коробке, я выбрал модель с протоколом FrSky, позже расскажу почему.


В комплекте с квадриком шли два аккумулятора на 400мА/ч, два запасных мотора, инструкция (кто ее читает...), запасные зеленые пропеллеры, две липучки для аккумуляторов и одна ответная часть для квадрика, простенькое зарядное устройство, крышечка на объектив и металлический ключ для снятия пропеллеров.


Спереди расположена камера на 520TVL. Картинка с нее, прямо скажем, не как с HS1177:) Стоит линза градусов на 150 без искажения картинки. То есть, если смотреть на шкаф, то он будет прямоугольным, без бочки. Из-за этого есть огромные искажения перспективы. В центре объекты сильно отдаляются, а по бокам - приближаются. Не представляю, как в таком режиме летать.


Вестибулярка с трудом переварит такие издевательства:) Будет очень сложно в полете просчитывать расстояние до объектов. Вроде летишь в проем двери, он довольно далеко и тут вдруг как прыгнет на камеру! Разрешение камеры оставляет желать лучшего. Оно и неудивительно при сенсоре в четверть дюйма.



Конструкция квадрика Eachine FatBee FB90 предельно проста. Это карбоновая пластина толщиной 1.5мм снизу, пластиковая канопа сверху, пластиковые держатели моторов с защитой и начинка.


Аккумулятор будет устанавливаться снизу на липучку. Крепления моторов прикручены к раме на пару винтиков. Провода от моторов зафиксированы резиновыми колечками. Моторы размером 8.5x20мм.


Под капотом обнаружился полетный контроллер и блок камеры с передатчиком. По бокам кронштейна крепления камеры приклеены два цветных светодиода.


Полетный контроллер построен на процессоре STM32F303 с гироскопами MPU6500 на шине SPI. В зависимости от модели, интегрирован приемник DSM2/FlySky/FrSky. Как говорил выше, я выбрал модель с приемником FrSky, так как он единственный подключен к полетному контроллеру по цифровой S.BUS-шине. Остальные приемники используют аналоговый PPM-сигнал, что уже можно считать анахронизмом.


Полетный контроллер поддерживает прошивки CleanFlight и BetaFlight. Я буду ставить BetaFlight, о чем и расскажу ниже. Не нашел на полетном контроллере выхода для пищалки, а без нее очень не просто летать на улице. Если летать по FPV и квадрик упадет в траву, то его будет не найти - проверено! Одного раза хватило упасть, чтобы полчаса бродить по полю c сухой травой в поисках:) Да и дома разок упал так, что не сразу смог найти квадрик.


На блоке камеры с передатчиком расположены две кнопки. Первая, которая ближе к объективу, служит для переключения режима работы камеры: PAL или NTSC. Вторая служит для выбора диапазона и канала передачи видео. Если нажать и подержать кнопку пару секунд, то переключается диапазон. Если просто нажимать кнопку, то переключается частота.


Аккумулятор у модели не очень обычный. Он хоть и двух-баночный, но не имеет балансировочного разъема! Да уж, заряжать такой будет крайне неудобно!

Ну вот и все, закончил с деталями. Теперь прошивка и настройка. Как говорил выше, буду устанавливать BetaFlight. Для этого со страницы загрузки скачиваю последнюю доступную версию betaflight_3.1.0_SPRACINGF3EVO.hex. Можно этого и не делать, а выбрать стабильную версию прошивки прямо из конфигуратора BetaFlight, но мне интересно попробовать самую свежую. Если не установлен конфигуратор BetaFlight, то самое время установить.

Изначально в полетном контроллере установлена прошивка CleanFlight, но BetaFlight мне как-то ближе и я его немного знаю. Но перед прошивкой я все же выдернул из полетного контроллера конфигурацию CleanFlight - пригодится! Скачать ее можно здесь. В ней подсмотрел, что приемник висит на UART2. Заодно выдернул стоковые PID-ы.


С прошивкой никаких проблем не возникло. Обратил внимание, что при подключении по USB подается питание на весь квадрик. То есть, работают и камера с передатчиком и все это довольно сильно греется! Даже моторы заводятся, так что будьте внимательны!

С процессом сопряжения приемника с передатчиком не было никаких проблем. Замкнул пинцетом контакты Bind в правом верхнем углу полетного контроллера, подключил USB-разъем, тем самым обеспечив питанием весь квадрик.


На полетном контроллере загорелся зеленый индикатор. Затем в передатчике указал протокол FrSky и нажал Bind. Через пару секунд зеленый индикатор на полетном контроллере погас. Обесточил квадрик и снова подал питание - зеленый индикатор пару раз моргнул и загорелся ровно. Все, квадрик стал откликаться на действия с пульта.

После небольшой настройки попробовал взлететь. Ох, тяжело же квадрик взлетает! Да еще обнаружилась пара неприятных моментов. Пропеллеры задевали за защиту при максимальном газе. А потом вообще стали попеременно отстреливаться с валов в потолок! И ладно бы с одного какого-нибудь мотора. Нет, отстреливало с любого! Ну красота!

Посмотрел-посмотрел на это дело и откусил защиту кусачками. Оставил только усики. А затем и пропеллеры заменил на трехлопастные диаметром 57мм. Вот с ними-то квадрик и полетел! Причем, отлично полетел!


Только спереди пропеллеры немного задевали за канопу. Поэтому паяльным феном немного нагрел канопу сверху и сплющил. Все, больше пропеллеры не задевают.


Стоковые аккумуляторы откровенно тяжеловаты для этого квадрика. Заменил их на аккумуляторы от вертолета XK K120 на 300мА/ч 25С. Крепление аккумуляторов на липучку очень неудобное, убрал его. Приклеил к раме толстый двухсторонний скотч и пропустил через раму резинку. Резинка выдернута из изношенной шины от самолета АН-2 , так что вполне может считаться авиационной:) Без такой квадрик не взлетит, даже не стоит и пробовать:) Получилась идеальная легкая фиксация аккумулятора. Силовой разъем так же заменил на балансировочный для двух-баночных аккумуляторов. После модификаций взлетный вес получился 56 грамм, что на 7 грамм меньше стокового, а сухой вес вышел 38.8. Отличный результат!


Не успел сделать и десятка полетов, как сломал один из лучей. Вроде и упал не сильно, но на жесткую поверхность. Слабая рама. У меня еще с самого начала была мысль усилить лучи карбоновыми палочками. А вообще, в таком размере пластиковая рама - наилучший выбор. Карбон тонкий и расслаивается. Имеет смысл перекинуть всю начинку на раму KingKong Q100.


После ремонта попробовал летать в режиме стабилизации. Подкрутил PID-ы и подтриммировал акселерометры. Если модель тянет в какую либо сторону, то надо приземлиться и стиками понемногу сделать так, чтобы квадрик висел ровно.


Не забывайте сохранить результат! Это так же делается стиками. На самом деле, триммирование не очень-то помогает. Все равно квадрик уплывает из точки. Главное сделать так, чтобы явно не тянуло в какую-либо сторону. А для этого достаточно просто откалибровать акселерометры.

Приведу свои текущие настройки: для полетного контроллера и передатчика. Это не конечные настройки, позже я еще буду долго и упорно настраивать PID-ы. Чтобы использовать настройки для полетного контроллера, надо перейти на вкладку CLI конфигуратора BetaFlight, скопировать содержимое файла и вставить в командную строку, нажать Enter. Затем надо написать там же команду save, нажать Enter - полетный контроллер перезагрузится. Затем надо подобрать поправку для делителя напряжения, чтобы полетный контроллер правильно определял текущее напряжение аккумулятора. Для этого нужно подключить аккумулятор к квадрику и тестером измерить текущее напряжение на аккумуляторе. Проверить, совпадают ли значения в поле Battery Voltage на вкладке Configuration. Если не совпадают, то, изменяя значение в поле Voltage Scale, нужно добиться того, что бы данные совпадали.

В передатчике настроил три полетных режима: FMOD0 - акро-режим, FMOD1 - режим стабилизации с возможностью делать флипы/роллы, FMOD2 - режим полной стабилизации. Арм/дизарм настроил на тумблер ELEV D/R: от себя - арм, к себе - дизарм. На GEAR повесил включение-отключение светодиодов. На AILE D/R сделал уменьшенные до 60% расходы для спокойных полетов по квартире.

Попробовал полетать на улице и в квартире. Ну что сказать, квадрик Eachine FatBee FB90 летит! Особенно с модификациями:) Конечно, еще нужна более тонкая настройка, но уже и так видно, что выбор модели с двух-баночным аккумулятором полностью себя оправдал.


Немного подкрутил PID-ы. Теперь при расходах 60% в акро-режиме летит очень точно и предсказуемо, почти как в режиме стабилизации.


Но если крутить флипы-роллы дома, то надо заставлять себя летать на полных расходах. Это очень сложно! Нужны нано-движения стиками. Позже видео добавлю.

Вот пока и все. В следующий раз расскажу о домашнем квадрике на бесколлекторных моторах:) Там придется очень сильно следить за полетным весом. Уже есть идея, как сделать очень легкую и очень прочную раму.

10 комментариев :

  1. все супер только теперь конфиг без полетных режимов (в каком же он летит?) и не TAER1234 а AETR1234 (прикольно с диодами вместо бипера :) и фейлсейв отсутствует :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Фейлсейв отключаю как класс, пусть приемник сам обрабатывает потерю сигнала. По дефолту летит в акро. Полетные режимы легко настроить AUX-ами. У меня вроде на AUX2 они все висят.

      Удалить
    2. так точно на AUX2 :) жду пропы потому что улетают эти :) но скорее из Одессы рама кингконг приедет и пропы двушки чем трешек дождусь :). полеты по квартире просто безбаш :) это уже не новичек явно :) я пока во фрирайдере оттачиваю пролеты в рамки :) еще хотел спросить сколько времени должна приблизительно работать дева 10 от аккума 3 банки 2200mah? часов подряд имею ввиду.

      Удалить
    3. Даже не считал, но очень долго. Раньше стоял Turnigy 2650, с ним работало до полугода, а сейчас заменил на Onbo 2500 - дохлые они какие-то. Каждый месяц заряжать приходится.

      Удалить
    4. ооого до полугода в плане с выходами в поле полетами и т.д... явно у меня аккум левый...

      Удалить
    5. Подкрутил PID-ы, добавил в конец статьи.

      Удалить
  2. а расходы в 60% чем переключаются у нас???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я настроил на AILE D/R к себе. Но при таких расходах флип-ролл не сделать. Сегодня экспериментировал с кривыми по элеватору-элеронам. Сделал там пяти-точечную кривую -100,-25,0,+25,+100 и больше переключатель на расходы не нужен:) Можно спокойно летать по комнате и, если что, ролл крутануть. Пока через раз после этого выловить получается:) Надо потренироваться...

      Удалить
  3. Планирую установить в пуль devo 10 бустер на 2w (https://shop.copterexpress.ru/catalogue/buster-na-2-vt-24-ghz-so-vstroennym-stabilizatorom-i-ekranirovannym-teplootvodiashchim-korpusom_1469/) для увлечения дальности сигнала и тут же задался вопросом улечу на 4км а видеопередатчик транслирует на 300м)))). Скажите как можно увеличить дальность видеопередачи? На очки или шлем также ставить усилитель или может есть видеопередатчики с мощностью более 200mv?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Есть передатчики и на 600мВ, но это все равно не то. Для полетов на дальние расстояния нужно менять частоту на 1.2МГц. Плюс передача телеметрии, плюс наземная станция, которая антенну будет наводить. Это уже совсем другой бюджет.

      Удалить