09 января 2020

BetaFPV Meteor65 - бесколлекторный тинивуп нового поколения

Компания BetaFPV полностью переосмыслила то, каким должен быть тинивуп на бесколлекторных моторах, и выпустила передовую модель BetaFPV Meteor65. Здесь почти все новое: рама, моторы, полетный контроллер и силовой разъем. Особенно силовой разъем. Компания сделала решительный шаг и разработала собственный разъем BT2.0, который пришел на замену изжившего себя PH2.0. Посмотрим на модель подробнее.


Краткие характеристики BetaFPV Meteor65:
Краткие характеристики полетного контроллера BetaFPV F4 1S:
  • Процессор STM32F411
  • Гироскопы MPU6000 на SPI-шине
  • BetaFlight OSD AT7456E
  • Приемник CC2500 (FrSky D8/D16, Futaba S-FHSS)
  • Питание 1S 4.35В
  • Разъем питания PH2.0 с цельными пинами
  • Максимальный ток 5А, в пике (3с) 6А
  • Прошивка регуляторов O_L_5_REV16_7 (V2.0) / O_H_5_REV16_7 (V2.1)
  • Поддержка SmartAudio
  • Вес без силового провода 2.6 грамм
Характеристики M01 AIO-камеры:
  • Мощность передатчика: 25мВт
  • Поддержка Smart Audio для управления
  • Антенна: Диполь
  • Частота: 5.8ГГц, 48 каналов, поддержка сетки RaceBand: 5362~5945МГц
  • Формат видеосигнала: NTSC
  • Угол обзора: 100-120 градусов
В этот раз BetaFPV изменили традиции - квадрик поставляется в простой коробке вместо фирменной. Внутри, как обычно, вставка из пористого материала с вырезом под контур квадрика.


В комплекте, кроме BetaFPV Meteor65, была визитка, аккумулятор на 300мА/ч, переходник с PH2.0 на BT2.0 для зарядки и дополнительное крепление для камеры с углом наклона 25 градусов.


Первое впечатление от квадрика - очень компактный. Узкие кольца защиты пропеллеров имеют очень маленький диаметр. Зазор между пропеллером и кольцом защиты менее миллиметра. Рама выглядит нереально тонкой.


На квадрике используются трехлопастные пропеллеры Gemfan, наилучшим образом зарекомендовавшие себя по соотношению тяга/энергопотребление. Сразу стал разглядывать моторы. Да, похоже они на подшипниках!


Сзади торчит BT2.0-разъем. Минусовой вывод приходится на скругленную часть. Разъем немного похож на уменьшенную копию XT30.


Наконец-то холдер для аккумуляторов выше точек крепления моторов! Долго производитель шел к такому решению:) Теперь при старте квадрик стоит ровно и можно легко откалибровать акселерометры стиками с пульта.


Угол наклона камеры в стоке кажется великоват, но, полетав на этой модели, понимаешь, что в самый раз:) Наваливать этот тинивуп умеет!


Снизу все стандартно: USB-разъем легко доступен, бесполезная кнопка привязки к пульту - тоже.


Сухой вес квадрика получается 22.9 грамм, что, на мой взгляд, многовато. Если уж мне удалось создать MCHeliWhoop на 75-й раме с весом менее 20 грамм, то на 65-й раме вес более 20 грамм - это уже перебор.


Под канопой становится понятно, откуда набежал лишний вес. Производитель использовал все то же ненормально тяжелое крепление камеры. Совокупный вес этого крепления и канопы составляет 2.4 грамма! Для примера, на MCHeliWhoop используется комплексное решение: канопа и крепление камеры в одном флаконе весом 0.77 грамм.


Аккумулятор из комплекта на 300мА/ч с BT2.0-разъемом. Вес вполне типичный для такой емкости. Не стоит ожидать от этого аккумулятора токоотдачи в 30C, а тем более 60С, но честные 15-20C, то есть 4.5-6А, с него можно выжать безболезненно. Если нагружать сильнее - распухнет и быстро умрет.


Немного о новом BT2.0-разъеме. Необходимость в подобном разъеме назрела давно. Типичный тинивуп потребляет ток 4-5А и пропускной способности PH2.0-разъема просто недостаточно. На пределе возможностей он может пропускать ток до 5А, хотя рассчитан всего на 2А. Но стоит контактам слегка износиться или чуть окислиться, тяга у квадрика пропадает, время полета стремительно уменьшается. Создается ощущение, что аккумулятор пришел в негодность, но причина, в большинстве случаев, оказывается в PH2.0-разъеме. Рано или поздно разъем, подобный BT2.0, все равно бы появился у любого другого производителя, но компания BetaFPV сделала первый шаг и не прогадала. Получился компактный силовой разъем с номинальным током 9А, в пике до 15А.


По габаритам BT2.0-разъем не сильно отличается от привычного PH2.0. Весит немного больше, но оно и понятно - пины значительно толще. Некоторые пользователи отмечают, что при небольшом усилии можно вставить разъем, перепутав полярность. Да, такая проблема есть, будьте внимательны. Кстати, если на квадрике стоит PH2.0, а аккумуляторы с BT2.0, то такую связку можно использовать, но с осторожностью - защиты от переполюсовки никакой нет.


Для контроля напряжения можно использовать тестер/зарядник от BetaFPV. Он имеет два порта для зарядки LiHV-аккумуляторов, а первый порт используется еще и для контроля напряжения.


Чтобы не покупать отдельный тестер, я переделал свой. Удалил неиспользуемый разъем, немного подточил корпус надфилем, и поставил BT2.0-разъем.

Теперь детальный разбор компонентов. Рама просто шикарна, очень понравилась. Легкая, продуманная. Видно, что разработчики таки приложили усилия и сделали что-то стоящее. Рама весит 3.1 грамма.


Начинку не стал разбирать на компоненты, ибо вес составляющих и так известен. Вся электроника весит 6.95 грамма. Полетный контроллер BetaFPV F4 1S - один из топовых на сегодняшний день. Про него подробно рассказывал в предыдущем обзоре о MCHeliWhoop. Весит 2.6 грамма. На модели установлена еще предыдущая ревизия полетного контроллера V2.0. Сейчас все модели поставляются с версией V2.1, у которой обновлены процессоры регуляторов на EFM8BB21.


Силовой провод с BT2.0-разъемом весит 0.95 грамм. На камеру с передатчиком и провода остается 3.4 грамма. Передатчик самый обычный, мощностью 25мВт с управлением только через SmartAudio. Поддерживает всю сетку на 48 каналов, включая RaceBand. Камера BetaFPV M01 с сенсором 1/4 дюйма, работает только в NTSC-формате.

Канопа сделана из прозрачного пластика методом вакуумной формовки. Изнутри покрашена белой краской. Весит 1.1 грамм. Не очень ей доволен. Мало того, что весит много, прочность посредственная, так еще и краска будет облетать.


Крепление камеры на 35⁰ весит 1.3 грамма, а на 25⁰ - 1.2 грамма. Оба крепления из эластичного резиноподобного пластика.


На квадрике стоят моторы BetaFPV 0802 на 22000kV с выходным валом 1мм. Вес каждого из четырех моторов гуляет в диапазоне 2.05-2.1 грамма. Разобрал пару моторов и разочаровался. Во первых, подшипник стоит только один снизу, сверху - латунная втулка. Такую конструкцию уже видел у моторов Happymodel SE0803 от Eachine Trashcan. Основная нагрузка приходится как раз на верхнюю опору, а там втулка. Смысла в подшипнике никакого, только вес прибавляет. Во вторых, ротор довольно тяжелый относительно размера моторов, его диаметр 10.7мм, а у моторов Happymodel - 10.57мм, и магниты толще и сильнее. Я уже имел возможность убедиться в малой эффективности такого ротора, собирая MCHeliWhoop. В третьих, моторы намотаны проводом диаметром 0.2мм и всего 7 витков на зуб. Это чрезвычайно мало, эффективность моторов будет невысокой. Тяга небольшая, а прожорливость чрезмерная. Единственный положительный момент - маленькая плата под статором для фиксации обмоток мотора. Не позволит оборваться обмотке, если случайно дернуть за выводы.


В общем, если заменить эти моторы на Happymodel SE0802 на 19000kV, по тяге они будут совпадать со стоковыми, а прожорливость заметно уменьшится.

Пропеллеры Gemfan 1.2x1.9x3 показали отличные результаты при работе на бесколлекторных 0802-моторах по соотношению тяга/энергопотребление. Вес комплекта пропеллеров составляет 1.05 грамма.


Собираю квадрик и приступаю к настройке. Сразу же меняю прошивку в блоке регуляторов на JESC-прошивку с поддержкой 48кГц частоты работы процессоров. Это заметно увеличит время полета квадрика. Можно установить JESC-конфигуратор и выполнить все действия через него.


Но я предпочитаю скачивать архив с прошивками, перейдя по ссылке и нажав зеленую кнопку "Clone or download", и потом заливать их через BLHeliSuite. В архиве надо найти файл "JESC_OL5_48_2_3.HEX" для V2.0-версии полетного контроллера или "JESC_OH5_48_2_3.HEX" для V2.1-версии, и извлечь их. Затем заливаю прошивку через кнопку "Flash Other". Кстати, тайминг для стоковых моторов надо ставить на максимум, иначе квадрик будет едва взлетать.


Изначально в полетном контроллере квадрика BetaFPV Meteor65 стоит прошивка BetaFlight-3.5.7 для MATEKF411RX. Основные настройки уже сделаны, с ними квадрик полетит более-менее прилично. Дамп первоначальных настроек сбросил в файл, эти же настройки доступны на странице поддержки BetaFPV.

Но меня не удовлетворяет качество полета BetaFlight, поэтому буду ставить EmuFlight. Скачиваю конфигуратор и вперед!


За основу взял настройки, найденные здесь, только немного доработал фильтры и расходы под себя. Из-за моторов не подошли привычные мне настройки от MCHeliWhoop, но и с этими квадрик летит очень неплохо.

# version
# EmuFlight / MATEKF411RX (M41R) 0.2.0 Dec 13 2019 / 04:22:28 (c1bd326) MSP API: 1.43

# feature
feature -TELEMETRY
feature -AIRMODE

# beeper
beeper -ALL

# beacon
beacon RX_LOST
beacon RX_SET

# serial
serial 1 2048 115200 57600 0 115200

# aux
aux 0 0 0 1900 2100 0 0
aux 1 1 2 1400 1600 0 0
aux 2 2 2 1900 2100 0 0
aux 3 13 1 1400 1600 0 0
aux 4 35 1 1900 2100 0 0

# master
set gyro_lowpass_hz = 150
set gyro_lowpass2_hz = 250
set imuf_roll_q = 8500
set imuf_pitch_q = 9000
set imuf_yaw_q = 8500
set imuf_w = 10
set min_check = 1100
set rc_interp_ch = RPY
set rc_smoothing_type = FILTER
set rc_smoothing_input_hz = 40
set rc_smoothing_derivative_hz = 100
set rc_smoothing_input_type = PT1
set rc_smoothing_derivative_type = PT1
set airmode_start_throttle_percent = 55
set rx_spi_protocol = FRSKY_D
set blackbox_device = NONE
set dshot_idle_value = 800
set motor_pwm_protocol = DSHOT300
set bat_capacity = 300
set vbat_max_cell_voltage = 46
set vbat_min_cell_voltage = 31
set vbat_warning_cell_voltage = 33
set current_meter = NONE
set beeper_dshot_beacon_tone = 4
set yaw_motors_reversed = ON
set small_angle = 180
set deadband = 5
set yaw_deadband = 10
set pid_process_denom = 1
set runaway_takeoff_prevention = OFF
set osd_cap_alarm = 300
set osd_tim1 = 1792
set osd_tim2 = 1025
set osd_vbat_pos = 2401
set osd_rssi_pos = 2105
set osd_tim_2_pos = 2422
set osd_anti_gravity_pos = 465
set osd_throttle_pos = 2412
set osd_current_pos = 417
set osd_mah_drawn_pos = 439
set osd_craft_name_pos = 2081
set osd_warnings_pos = 2345
set osd_stat_max_spd = OFF
set osd_stat_battery = ON
set osd_stat_bbox = OFF
set osd_stat_bb_no = OFF
set cpu_overclock = 108MHZ
set vcd_video_system = NTSC

# profile
profile 0

set dterm_lowpass_hz = 100
set dterm_lowpass2_hz = 150
set anti_gravity_gain = 1300
set iterm_rotation = OFF
set iterm_relax = RP
set iterm_relax_type = SETPOINT
set throttle_boost = 0
set i_decay = 8
set emu_boost = 725
set emu_boost_yaw = 725
set emu_boost_limit = 225
set emu_boost_limit_yaw = 225
set nfe_racermode = ON
set p_pitch = 70
set i_pitch = 110
set d_pitch = 44
set p_roll = 67
set i_roll = 100
set d_roll = 35
set p_yaw = 90
set i_yaw = 100
set d_yaw = 0
set p_level = 100
set level_limit = 74

# rateprofile
rateprofile 0

set roll_rc_rate = 130
set pitch_rc_rate = 130
set yaw_rc_rate = 210
set roll_expo = 30
set pitch_expo = 30
set roll_srate = 69
set pitch_srate = 69
set yaw_srate = 13
set tpa_rate_p = 80
set tpa_rate_d = 70
set tpa_breakpoint = 1600


Первое время очень непривычно было управлять квадриком BetaFPV Meteor65. Приходилось более размашисто работать газом на разворотах и виражи закладывать не такие резкие. При полете по трассе никакого дискомфорта не ощущал, все удобно, предсказуемо. Камера работает на отлично, вытягивает слабоосвещенные участки. Время полета было ожидаемо - максимум 3 минуты с JESC-прошивкой на 48кГц. Но моторы остаются холодными, а аккумулятор едва теплым. Почти сразу же разбил канопу, а рама выдержала все издевательства:) Кстати, пропеллеры не очень туго сидят на валах моторов, несколько раз один слетал и таки потерялся.


Подводя итоги, хочется сказать, что квадрик BetaFPV Meteor65 почти получился. Снизить вес, заменить моторы и будет вполне годный аппарат. Больше всего мне хотелось попробовать новую раму в деле. Результатом остался доволен! Следующим шагом попробую собрать MCHeliWhoop65 весом менее 18 грамм. Компоненты для этого почти все уже приехали. Следите за новостями!