26 декабря 2015

XK K120 - обзор

Вот уже давно у меня лежит новый вертолет XK K120. Как только я его получил, то на следующий день начались проблемы с электричеством. Совершенно не было возможности даже хоть раз запустить его. Но все более-менее наладилось и появилась возможность сделать обзор.


Итак, перед нами довольно интересная модель вертолета XK K120 120-го размера с питанием от двухбаночного аккумулятора.

Технические характеристики:
  • Диаметр основного ротора: 275мм
  • Диаметр хвостового ротора: 45мм
  • Длина: 260мм
  • Высота: 83мм
  • Взлетный вес: 77.85г
  • Вес без аккумулятора: 60г
  • Аккумулятор: 300мА/ч 2S 25C
  • Основной двигатель: бесколлекторный 1106
  • Хвостовой двигатель: 8520
  • Протокол управления: Futaba S-FHSS
  • Имеется 6G-режим
В комплекте, кроме вертолета XK K120 и пульта XK X6, было зарядное устройство с блоком питания, один аккумулятор, шестигранный ключ и отвертка, запасные основные лопасти, хвостовой винт и основная шестерня, инструкции к пульту и вертолету на английском.


Упаковано все было в точно такие же красивые черные коробочки, как и у XK K110. Позабавило наличие фиксатора лопастей - как у взрослого вертолета:)

Традиционно начну с хвоста. Удивила хвостовая балка. Она внешним диаметром 5мм, внутренним 4мм, сделана из карбона, причем из плетеного карбона! Видимо хвостовая балка будет вечной на этом вертолете.


Хвостовой плавник сделан в виде хомута и фиксируется защелкой за хвостовой кейс. Предполагается, что при аварии он будет проворачиваться на балке. Не надейтесь! Хвостовой плавник сделан из хрупкого пластика. Будет разлетаться в щепки при первой же возможности.


Мотор фиксируется пластиковой крышечкой. Она же скрывает разъем подключения мотора и защищает сам мотор от повреждений.


Хвостовой мотор диаметром 8.5мм, длиной 20мм. Впервые такой мотор на хвосте встретился у WLToys V931. По моему, он тяжеловат для этой модели - буду менять на бесколлекторный.


Хвостовой ротор диаметром 45мм, довольно прочный и гибкий. В сравнении с винтами от других моделей по размеру: черный винт 48мм, черный винт для WLToys V977, стоковый винт, винт из набора четырех цветных, винт из красного набора для WLToys V977.

Крепление хвостовой балки к раме выполнено в виде хомута, зажимающегося болтиком.


Здесь же видна площадка, фиксирующая задние сервоприводы. Эта деталь совмещает в себе еще и держатели канопы, и планку антивращателя тарелки автомата перекоса.

С правой стороны расположен передний сервопривод. Очень хорошо видно, что качалка с тягой правого заднего сервопривода практически упирается в передний сервопривод.


И тяги от сервоприводов до тарелки как бы завалены назад, а не стоят вертикально. Нужно развернуть задние тяги другой стороной. Вот так:


Кстати, тяги вставлены в предпоследние отверстия качалок, так что есть небольшой запас, чтобы прибавить резвости вертолету.

Что касается самих сервоприводов. Они не очень надежные. Выгорают силовые ключи на плате управления, ломаются шестеренки. Мотор сервопривода очень слабый. Слабее даже, чем у более мелких сервоприводов от WLToys V977. Если продолжать использовать стоковые сервоприводы, то мотор можно заменить на более длинный и в задней крышке сервопривода сделать под него отверстие, как у сервоприводов WLToys V977. Попробую это сделать - длинные моторы уже заказаны.

Есть еще вариант - искать альтернативные сервоприводы. Требуются сервоприводы высотой не более 16.3мм. Как показали себя сервоприводы EMAX ES9251 я уже рассказывал. Парочка подходящих по габаритам сервоприводов с HobbyKing не подошла. Это HK-282A - аналоговый сервопривод, и HK15318B - цифровой сервопривод в таком же корпусе. Последний оказался медленным, об этом было сообщение на форуме. Есть еще один подходящий сервопривод PDI-1102HB, но где его приобрести - я не нашел. Если на стоковых сервоприводах будут часто ломаться шестеренки, то попробую все сервоприводы заменить на HK-282A, но поставлю в них контроллеры от стоковых сервоприводов и длинные моторы.

Заканчивая рассматривать сервоприводы, остановлюсь на креплении переднего сервопривода. Это просто небольшая пластинка из пластика.


Не уверен, что этого будет достаточно. Передний сервопривод, при такой схеме расположения, испытывает довольно большие нагрузки. Пластинка может и не выдержать. Или ее крепление к раме. Качалка переднего сервопривода практически упирается в двигатель.

Мотор отличается от двигателя XK K110/WLToys V977 только обмоткой и цветом. В остальном - тоже самое. Посадочное место на раме под двигатель сделано так, что мотор большего диаметра установить будет проблематично.


Для сравнения сделал фотографии трех моторов: WLToys V977, XK K120, HiSky HCP100S.


Габариты моторов почти идентичны, но высота кольца с магнитами у мотора от HiSky HCP100S на доли миллиметра выше. А вот диаметр на половину миллиметра меньше - 14мм. По обмотке тоже все моторы отличаются. У мотора WLToys V977 обмотка в одну жилу и соединение треугольником, у XK K120 - две жилы и соединение звездой, у HiSky HCP100S в одну жилу и так же соединение звездой. Если разобрать моторы, то внутри будет вот такая картина:

Мотор от HiSky HCP100S отличается чуть более высоким статором. Диаметр статора у всех моторов одинаков и составляет 11мм. Я не стал разбирать мотор от XK K120, так как он бы выглядел внутри точно так же, как мотор от WLToys V977. Ротор двигателя HiSky HCP100S отличается от других. Он тонкий, легкий и имеет узкие магниты. По своему опыту знаю, что мотор с таким ротором будет заметно более оборотистый и мощный, чем аналогичный с более тяжелым ротором. Так что двигатель от HiSky HCP100S будет незамедлительно установлен на XK K120, да еще с пиньеном на 9 зубьев. О результатах расскажу ниже.

Рассмотрим вертолет снизу. В отличии от XK K110/WLToys V977, где шасси крепится к раме в четырех точках, здесь шасси крепится в двух точках. Не знаю еще, хорошо это или плохо - время покажет.


На моторе установлен точно такой же пиньен на восемь зубьев, как у XK K110/WLToys V977. Основная шестерня закреплена на валу болтиком. Рекомендую сразу убрать этот болтик, провернуть шестерню на валу и заменить болтик зубочисткой - при авариях зубочистку будет срезать и зубья шестерни останутся целые. Здесь же видно, как криво установлена плата регулятора - придется выравнивать паяльным феном. На плате регулятора видны шесть силовых ключей и стабилизатор напряжения 78D05F на 5В. Этот стабилизатор работает только на сервоприводы и он ужасно греется. Надо будет с этим что-то решать.

Разъем подключения аккумулятора закреплен прямо на шасси. Это обычный балансировочный разъем. Как оказалось, вставлять - извлекать аккумулятор просто мучение. Вроде решение без лишних проводов интересное, но реализация...


Да еще ко всему прочему обычный аккумулятор не купишь, только предназначенные для данной модели или для вертолета T-Rex 150.


Основная шестерня немного отличается от шестерни XK K110/WLToys V977. Она немного выше в ступице, имеет отверстие для крепления болтиком к валу, и лучи шестерни утолщаются по направлению к ступице. Сами же зубья шестерни точно такой же толщины, как у XK K110/WLToys V977. Это не очень хорошо, так как нагрузка на шестерню увеличилась и зубья будут выкрашиваться гораздо сильнее, чем у XK K110/WLToys V977.


Вал у XK K120 почти такой же, как у XK K110/WLToys V977. Разница только в отсутствии отверстия для стопорного кольца и чуть большей длины под новую основную шестерню. Ну и есть отверстие для крепления основной шестерни. Стопорное кольцо теперь металлическое. Вал от XK K120 можно использовать с новой шестерней на XK K110/WLToys V977. Так как вал полый, то, чтобы он никогда не погнулся, я вклеиваю внутрь карбоновый пруток на полтора миллиметра.


На голове подробно останавливаться не буду. Тарелка автомата перекоса, хаб, цапфы - все из металла. Все очень высокого качества, полностью совместимо с XK K110/WLToys V977. Даже отдельным апгрейдом продается. Межлопастный вал, понятное дело, так же совместим. Хочу отметить, что для этой модели межлопастный вал диаметром полтора миллиметра явно маловат. Для тех нагрузок, с какими летает вертолет XK K120, сюда бы гораздо больше подошел межлопастный вал диаметром 2мм.

Лопасти у XK K120 оригинальные, ни на что не похожие. Сделал фотографию в сравнении с другими.


Сверху лопасть от XK K120, затем от WLToys V931 и от XK K110. По длине лопасти получаются, как у WLToys V931. Лопасти XK K120 наиболее жесткие из представленных.

Плата приемника и регулятора основного двигателя соединены вместе. Для надежности бутерброд приклеен к раме термоклеем. Чтобы заменить плату, придется приложить немало усилий!


Разъем между двигателем и регулятором не очень надежный. Лучше от него избавиться и припаять двигатель напрямую к регулятору. На фотографии виден пустой четырехпиновый разъем в углу платы приемника. В ранних версиях модели XK K120 в этот разъем вставлялась дополнительная плата с гироскопами.


По каким-то причинам позже от нее отказались. Сама плата приемника ничем особо не примечательна.


Содержит чип приемника CC2500, чип гироскопов MPU6050 и процессор. С левой стороны имеется кнопка сопряжения с передатчиком.

Канопа у XK K120 по форме точно такая же, как у XK K110/WLToys V977. Отличается только вырезом снизу под разъем аккумулятора и другим расположением крепежных отверстий.


По толщине канопа похожа на аналогичную от WLToys V977. Положение канопы на модели не очень понравилось.


Канопа откровенно задрана вверх и выглядит, на мой взгляд, не очень эстетично.

Чтобы был более понятен размер вертолета XK K120, сделал фотографии в сравнении с XK K110.


Габариты практически такие же. Разница только в диаметре основного ротора. И по высоте немного больше.

Стоковые аккумуляторы на 300мА/ч на 25С весом 17.85г. Не пытайтесь вытаскивать их из шасси за хлястик - оборвется!


Для эксперимента я взял похожий по габаритам аккумулятор на 300мА/ч 35C весом 18.45г. Ну и длинные же у него провода! Наверное целый грамм весят. Этот аккумулятор мне больше понравился. С ним вертолет немного живее себя ведет. Осталось придумать, как у него убрать провода и будет отличная замена стоковым аккумуляторам.

Попробовал в работе стоковое зарядное устройство. Заряжает быстро и точно. Единственное, не хватает звуковой сигнализации окончания зарядки.

Про передатчик XK X6 и его настройку подробно рассказывал ранее.

Для управления вертолетом XK K120 используется 6 каналов:
  1. Элероны
  2. Элеватор
  3. Газ
  4. Руддер
  5. Режим гироскопа 3D/6G
  6. Шаг
В передатчике для канала шага и газа есть пятиточечные кривые. Ниже приведу для них рекомендуемые значения:

Кривая газа для нормального режима: 1 - 0, 2 - 50, 3 - 60, 4- 70, 5 - 80.
Кривая газа для режима Idle: 1 - 100, 2 - 100, 3 - 100, 4 -100, 5 - 100.
Кривая шага для нормального режима: 1 - 40, 2 - 45, 3 - 50, 4 - 65, 5 - 80.
Кривая шага для режима Idle: 1 - 30, 2 - 40, 3 - 50, 4 - 60, 5 - 70.

На пятом канале находится переключатель режимов 3D/6G. При значении от 0 до 30 будет работать режим 3D, при значении от 70 до 100 - режим 6G.

Режим сопряжения (Bind)
Включаем передатчик, включаем модель. На модели нажимаем кнопку сопряжения и держим примерно секунду. Индикаторы на приемнике погаснут и начнет моргать красный индикатор. Когда загорится ровным светом синий и красный индикаторы - сопряжение состоялось.

Калибровка акселерометров
Включаем передатчик, включаем модель. Модель ставим на ровную поверхность. Ждем завершения процедуры сопряжения. Индикаторы на приемнике должны загореться ровным светом. Одновременно переводим левый стик в нижний левый угол, а правый стик в нижний правый угол. Синий индикатор начнет быстро моргать. Отпускаем стики. Через секунду моргнет красный индикатор и индикаторы снова будут светиться ровно - значения калибровки сохранены.

Настройка режима 6G
К сожалению, данную процедуру по каким-то причинам убрали из прошивки приемника. Даже в документации отсутствует соответствующий раздел.

Ну что же, покажу как летает XK K120. Погода особо не радовала - было пасмурно, поэтому толком полетать и не удалось. Положение вертолета еле видно на фоне темного неба - летал "по приборам":)


Сначала не очень понравилось. Вертолет был вяловатым, были просадки. Немного позже все таки поставил двигатель от HiSky HCP100S с пиньеном на 9 зубьев. Вот тогда XK K120 полетел! Еще немного подправил кривую шага для режима Idle: 1 - 28, 2 - 39, 3 - 50, 4 - 61, 5 - 72.


Да, модель получилась несколько сыроватой. Я ожидал большего. В первую очередь подвели сервоприводы - не нашлось достойных аналогов. Во вторую очередь - основной двигатель. Он проседает под нагрузкой. В третьих - хвост. Вертолет слишком медленно пируэтит. Непривычно медленно. И из-за достаточно большого хвостового ротора и медленного хвостового мотора, модель покачивает хвостом при боковом ветре. Хотя сам хвост на силовых фигурах держится отлично. Но все равно, он мне показался слишком тяжелым. Не понравился силовой разъем аккумулятора.

Отмечу, что понравилось. С мотором от HiSky HCP100S получилась отличная динамика, без просадок. После полетал на своем переделанном WLToys V977. Не, так не пуляет! Вертолет XK K120 имеет прекрасную стабилизацию. При пролете против ветра не дельфинит. Хвостовая балка с огромным запасом прочности. Отличная механика головы основного ротора. Ветер этому вертолету без разницы - не замечает.

Как всегда, вертолет XK K120 ждут небольшие переделки. Скорее всего будет заменен регулятор основного двигателя, установлен регулятор хвостового двигателя, заменен стабилизатор питания сервоприводов, заменен хвостовой мотор. Поэкспериментирую с сервоприводами и с основным мотором.

На этом пока все. Вроде бы ничего не забыл. Продолжение следует!

23 декабря 2015

ALZRC Devil 380 - доступны Комбо и СуперКомбо

Стали доступны для заказа комплекты ALZRC Devil 380 Combo и ALZRC Devil 380 SuperCombo!


В комплект ALZRC Devil 380 Combo входит тушка ALZRC Devil 380, двигатель на 1000kV и регулятор HobbyWing Platinum 60A.


В комплект ALZRC Devil 380 SuperCombo входит тушка ALZRC Devil 380двигатель на 1000kV, регулятор HobbyWing Platinum 60A, хвостовой сервопривод ALZRC DS501MG, три сервопривода на тарелку автомата перекоса ALZRC DS452MG и желтый KBAR.

Цена на предварительные заказы:


С купонами будет заметно дешевле. Не понравились предложенные расцветки.


Ранее предлагались цвета поинтереснее. Ждем первых отзывов от владельцев, стоит клон оригинала или нет:)