10 мая 2013

Проект 120 - Часть 7 - Вал хвостового ротора и хвостовая балка

Пока часть необходимых комплектующих находится в пути, а нижняя часть рамы - в процессе проектирования, решил сделать вал привода хвостового ротора и хвостовую балку.

Сначала расскажу о хвостовой балке. Во время эксплуатации SP180, с хвостовой балкой выявилась одна проблема. При резкой работе шагом балку немного скручивает. Нет, к ее расщеплению это не приводит, но мне хотелось иметь хвостовую балку более жесткую на скручивание. Поэтому я изготовил карбоновую балку в тонкостенной стальной оболочке. Материалом послужил карбон диаметром 4х3мм., и стальные вязальные спицы диаметром 4мм. и 3мм. Толщина стенок стальных спиц 0.15мм. Лучше бы подошел карбон диаметром 4х2.5мм., но я не нашел доступного места, где его можно приобрести. Так что пока попробую из того, что есть.

Я обшкурил карбон до состояния влезания с натягом в стальную оболочку и вклеил его на эпоксидную смолу внутрь. Далее сделал две трубочки из спицы диаметром 3мм. и длиной 15мм. и вклеил их с торцов новой хвостовой балки. Оставалось только сделать надфилем срезы на концах балки, как у оригинальной. Длина балки - 172.5мм. Вес готовой балки получился всего лишь на один грамм тяжелее оригинальной. На кручение балка очень жесткая, на изгиб, надеюсь, тоже. Да и внутренний диаметр в 3мм. оставляет надежду, что вал привода хвостового ротора не будет задевать о стенки балки. Попробую полетать с такой, а там видно будет. Если не сломается при первом же падении, то может и приживется...

Следующим пунктом идет вал привода хвостового ротора. Он отличается от оригинального, используемого на SP180. В начале вал имеет насадку из тонкостенной стальной трубочки, а первая шестерня держится на валу с помощью шплинта. Конструкция проверенная, я год пролетал с такой на SP180.

Сначала я сделал отверстие в стальной трубочке с помощью нехитрого кондуктора. Без него сделать отверстие очень проблематично, а с ним - пара секунд. Кондуктор сделал из бамбуковой палочки от суши. В трубочке я сделал отверстие сверлом 0.6мм. с помощью дремеля, а потом вручную рассверлил до 0.7мм.
Отрезал заготовку необходимой длины и с торцов подогнал ее размеры, как указано на эскизе. То есть, расстояние от начала до отверстия - 4мм., а длина всей трубочки - 15мм.

Небольшое лирическое отступление. За год эксплуатации такого вала на SP180 выявилась только одна небольшая проблема - со временем подшипник немного сминает стальную трубочку, так как нагрузки в этом узле довольно значительные. Поэтому я решил сделать стальную трубочку несколько жестче, закалив ее. Никогда раньше этого не делал, но теорию в институтах проходил.

Итак, потребуется стакан с охлажденным сильным раствором соли, канцелярская скрепка и пассатижи. Трубочка фиксируется на канцелярской скрепке, все это берется пассатижами и постепенно нагревается на газовой плите до ярко-оранжевого цвета. Быстро лучше не нагревать, чтобы не возникло внутренних напряжений в металле. При этом стакан с водой нужно держать как можно ближе к горелке, чтобы металл не успел остыть в процессе переноски к воде. Как только заготовка нагрелась, как можно быстрее опускаем ее в воду и даем остыть. Вот и все. При этом даже канцелярская скрепка становится значительно жестче. Отпуск заготовки я не делаю. Остается только слегка обшкурить трубочку снаружи от пленки окалины, а изнутри счистить окалину сверлом на 1.2мм.

Далее беру карбон диаметром полтора миллиметра, оступаю от края миллиметров 25 и обматываю эа этим местом несколькими слоями узкого скотча. Это нужно для того, чтобы шкурка не точила карбон, где этого делать не следует. Потом шкуркой, не спеша, делаю карбон тоньше так, чтобы стальная трубочка с натягом налезала до упора. Потом приклеиваю ее на эпоксидной смоле. Когда смола застыла, сверлю отверстие в карбоне. Затем окончательно отрезаю вал нужной длины от карбонового прутка и делаю срез на конце вала.

На другом конце вала я тоже хотел сделать стальную насадку, но передумал. Осмотрев вал от SP180 после полутора лет активной эксплуатации, я не увидел ни следов износа от подшипника, ни расщепления вала. Возможно этому способствовал установленный мод "slipper clutch". Так что, это место пока оставлю без доработки, а там видно будет.

Шестерню привода хвостового ротора тоже нужно доработать. Сначала я убираю на ней D-образный выступ с помощью старого вала хвостового ротора. А затем, с обратной стороны, потихоньку вручную рассверливаю в шестерне отверстие сверлом на 1.5мм. Если сразу попробовать рассверлить шестерню, без убирания D-образного выступа, то шестерню придется выкинуть, так как ровно пройти отверстие не получится - уведет сверло и шестерня будет криво сидеть на валу.

После примерки на раму, выявилась одна проблема. Шестерня из ремкомплекта не имела упора в подшипник и терлась об раму. На фотографии виден зазор между шестерней и подшипником.

Поэтому пришлось сделать тоненькую шайбочку из жести и поместить ее между шестерней и подшипником.

В шестерне делаю поперечное отверстие под шплинт сверлом 0.6мм. Все собираю на шплинте из тонкой бамбуковой щепки. За год еще ни разу такой шплинт не сломался.

Не ругайте, если посты получаются большие. Просто хочется рассказать как можно подробнее и обосновать, почему я пробую сделать так или иначе.

Список комплектующих:
Stainless Steel Tube (1.5x200mm) 5pcs - 1шт.
NE402318029A Solo Pro 180 Tail Gear Set - 1шт.
NE402318039A Solo Pro 180 Ball Bearing 681XZZ 4x1.5x2mm - 1шт.

Комментариев нет :

Отправить комментарий